Проблема детской зависимости

2 октября 2013 10:06

Статья: «Проблема детской зависимости»

О том, почему и насколько детские зависимости являются важной проблемой, какова духовная природа детских зависимостей, и как с этой бедой справиться, мы беседуем с постоянным автором журнала «Виноград», священником Павлом Гумеровым.

— Отец Павел, почему всякого рода зависимости представляют особую опасность именно для детей, какова специфика детских зависимостей?

 Как любому приходскому священнику мне постоянно приходится видеть родительские слезы по поводу того, что ребенок теряет себя, теряет друзей, ничего не хочет: ни учиться, ни работать. Не хотелось бы никого пугать, но, пользуясь случаем, призываю родителей со всей серьезностью и ответственностью отнестись к этой проблеме, она имеет тенденцию только к обострению и ухудшению.

 Обыкновенно за советами по поводу зависимости ребенка, неважно какой именно, люди обычно обращаются поздно – детьми надо заниматься, пока они маленькие. Следует хорошо понимать, что ребенку очень легко попасть в зависимость от любой страсти – у него еще слабо развита воля, нет жизненного опыта. Кроме того, дети гораздо более азартны, чем взрослые, у них очень слабый инстинкт самосохранения и в разы меньший, чем у взрослого, иммунитет к подобным искушениям. К тому же, если мы имеем в виду самую распространенную – игровую зависимость, то игра особенно присуща детскому возрасту, потому именно этой зависимостью массово заражаются наши дети.

 К сожалению, пока официально игровая зависимость заболеванием не признается, хотя врачи и специалисты во всем мире бьют тревогу. Например, исследования ведущего в Великобритании университета «Nottingham Trent University» показали, что 12 % от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр. Специалисты считают, что игровая зависимость возникает именно из-за онлайн-игр, и соответственно является разновидностью интернет-зависимости. Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. В некоторых странах, например, Китае, Северной и Южной Корее уже на государственном уровне занялись этой проблемой. Там создаются медицинские учреждения и программы по лечению и профилактике игровой зависимости. В Англии, на базе реабилитационного центра Broadway Lodge, открыто отделение, специализирующееся на работе с игроманами. Министерство культуры и спорта Южной Кореи разработало специальную программу, призванную бороться с игровой зависимостью, которой страдают более двух миллионов пользователей в стране. В Китае, где согласно аналитическим данным порядка 13 % пользователей сети зависимы от онлайн-игр или Интернета, еще с 2007 года работает летний реабилитационный лагерь. Министерство информации и связи Вьетнама планирует ввести жесткие ограничения — провайдеров и владельцев игровых кафе обяжут заблокировать возможность играть в онлайн-игры с 10 вечера до 8 утра.

 А в нашем обществе, пока, к сожалению, отношение к этому весьма и весьма легкомысленное. Родители, если они совсем не пропащие, обычно бьют тревогу, если, например, подросток начинает пить, курить травку, но никакой беды не видят в том, что подросток просиживает сутками за компьютером, мол вырастит, выучится и станет совершенно нормальным человеком. На самом деле это большое заблуждение. В результате взрослые обращают внимание на проблему, когда ребенок становится уже совершенно невменяемым. Как правило, это происходит в подростковом возрасте, когда с ним тяжелее всего общаться – это возраст протеста, самоутверждения. Если от маленького ребенка они могли бы шнур от компьютера спрятать, и держать всё под контролем, то с подростком это обычно не проходит, он легко может махнуть рукой на все родительские запреты.

 Мы живем сейчас в рыночном обществе, которое совершенно не заботится ни о чем, кроме получения прибыли. Выпускаемые компьютерные игры действуют именно по принципу «подсаживания» на зависимость: например, они связаны с каким-нибудь модным фэнтези, предлагают много уровней, чтоб человек бесконечно играл, получая всё новые и новые ощущения от игры, изменяя условия и ассоциируя себя с героями этой игры. Разработчики предлагают в комплекте с игрой пакет программ собственных сценарных уровней игры, создания собственных персонажей и пр. Автор книги, вышедшей в Америке под названием «Не учите ваших детей убивать», военный психолог Дэвид Гроссман, полковник в отставке, профессионал, который обучал курсантов военному делу и знает, что такое смерть и убийство не понаслышке, говорит что компьютерные современные игры по сути ничем не отличаются от тех симуляторов, которые были разработаны, чтобы учить солдат преодолевать страх перед убийством на войне. Проблема эта очень большая и надо осознать всю ее серьезность.

— Какова природа зависимости? Это духовная, душевная или телесная болезнь?

 Буквально сегодня спросил у знакомого священника, в прошлом практикующего врача: «Что говорят на эту тему врачи и официальная медицина?» Он ответил, что медицина в борьбе алкогольной и наркотической зависимостью, в лучшем случае, позволяет добиться лишь устойчивой ремиссии: врачи помогают человеку поправить телесную сторону, очищая его организм от присутствия психотропных препаратов, но вылечить сам недуг они не способны, потому что это не болезнь, а страсть.

Что такое страсть, зависимость? Это греховный навык, который укоренился в душе, стал ее частью, без которого человек уже не мыслит своего существования. То есть, болезнь уже приобрела хроническую форму. Одержимый страстью, приобрел зависимость от тех ощущений, которые дает ему страсть.

Если человек не борется с этой страстью, не лечит свою душу духовными средствами, то очень скоро эта страсть нападает на него с новыми силами. Так обстоит дело с любой другой страстью. Только в случае алкоголизма и наркомании присутствует психо-физическая зависимость химической природы, когда человек без определенных препаратов уже плохо чувствует себя не только душевно, но и физически, а новые зависимости являются психологическими – человек зависит от душевных переживаний, эмоций. Хотя наши духовная, телесная и душевная природы тесно переплетены и влияют друг на друга, все же думается, что обсуждаемая нами зависимость даже более духовная, чем физическая, и в этом её главная опасность! Здесь человек не испытывает неприятных физических ощущений (как например в варианте с алкоголем и наркотиками), которые могут заставить его бороться с болезнью – ведь кроме близорукости и бессонных ночей, в целом человек получает одни лишь приятные эмоции.

 Если ребенок «подсел» на игру или интернет, и особенно в переходном возрасте, вытащить его будет очень тяжело. Известен случай, как в 2005 году китайская девочка от многосуточной игры просто умерла от истощения и обезвоживания. Известен случай в России, как молодая пара, много часов проиграв в компьютерную игру, нашла замерзшим своего маленького ребенка, которого забыла на балконе. Видите, насколько человек может попасть в плен страсти и забыть о своей ответственности. Наркотики, коим может стать и компьютер, человека лишают разума, ответственности и чувства долга.

— Почему дети попадают в компьютерный плен, что они ищут в виртуальном мире?

 Для многих детей вход в интернет-среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру, а нередко и бегством, уходом от реальности, когда в реальной жизни им не удается адаптироваться, когда у них плохо с общением, когда нет друзей, и вообще плохо в душе. Если говорить в общем, любая зависимость для человека это уход в несуществующий виртуальный мир, где ему комфортно и где не существует проблем.

 Дети, страдающие компьютерной зависимостью, наверняка испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, в первую очередь, родителей. А нередко родители сами усаживают ребенка за компьютер ещё с дошкольного возраста, так они компенсируют недостаток общения со своим ребенком: чтобы ребенок не мешал, не приставал с расспросами – его гораздо легче посадить у компьютера, телевизора, включить какую-то занимательную игру. Многие даже не чувствуют риска, которому подвергают своего ребенка. Специалисты предупреждают, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: в среднем требуется не более полугода-года для приобретения компьютерной зависимости. Один прихожанин жаловался мне, как его сын ничего, кроме компьютера знать не хочет. В разговоре выяснилось, что он тоже не может жить без компьютера. Очень важно самому не увлекаться этим! Дети в основном все перенимают от нас.

— Как создать иммунитет против компьютерной зависимости?

 Первая и главная причина детских зависимостей – это проблема общения с родителями. Всегда им советую: «Не надо на этом экономить время, надо общаться с ребенком, никакой компьютер вас не заменит. Выйдите с ним на улицу, съездите на великах куда-нибудь, пообщайтесь, поиграйте в футбол, почитайте интересную книгу, даже посмотрите фильм, обсудите все это — словом, будьте своему ребенку старшим другом!»

 Чтобы ребенок не оказался в зависимости, этим вопросом нужно задаваться пока ребенок маленький. Например, мои дети вообще в никакие игры не играют, даже на телефоне. Мы стараемся покупать такие телефоны, где вообще игр нет, или, чтобы они были очень примитивными, хотя с компьютером они все-таки общаются, поскольку в школе у них есть уроки информатики. Я убежден, что чем позже познакомится человек с телевизором и компьютером, тем сильнее у него будет иммунитет против всякого рода зависимостей.

 Очень правильно поступают администрации некоторых школ и гимназий, а я знаю, что такие есть, где при входе у школьников отбирают телефон – это делается для того, чтобы они не играли в них на уроках. Кроме того, считаю, если нет возможности полностью оградить ребенка от компьютера и компьютерных игр, нужно ребенка во время и правильно познакомить компьютером как с техническим инструментом.

Вполне возможно изначально простроить с ребенком правильные приоритеты в этом вопросе: можно научить на компьютере работать, показать, как он удобен для работы, какие интересные вещи можно с его помощью делать: проектировать, чертить, рисовать, печатать, редактировать, пользоваться специальными программами, например, фотошопом.

Задача родителей – не жалеть времени и сил, чтобы всё это пустить в нормальное русло, тогда игры станут менее опасны для ребенка.

— Что делать, если ребенок уже зависим?

В первую очередь, нужно начать усиленно молится за ребенка, вымаливать его так, как если бы он страдал алкогольной или наркотической зависимостью. Взять на себя определенное молитвенное правило и читать его ежедневно. Очень хорошо, когда молятся сразу несколько людей, можно читать вместе молитву по соглашению.

 Тут также важна врачебная помощь – надо найти хорошего психотерапевта, или даже психиатра. Родителям необходимо проанализировать, где был потерян контакт с ребенком, почему он отдалился от них, почему ищет поддержки виртуальных друзей извне. И понять, поддержать ребенка – он ждет поддержки в первую очередь от нас, родителей, самых близких ему людей!

 Второе, что нужно сделать – это взять компьютер под строгий контроль. Пока мы еще имеем родительскую власть ( а эта власть принадлежит нам по праву, по крайней мере, пока нашим детям не исполнится 18 лет и они не начнут сами зарабатывать себе на жизнь), мы кормим, одеваем ребенка, платим за его проживание в квартире и обучение, и нужно, чтобы он подчинялся правилам, которые приняты в нашей семье. И общение с компьютером (который ему тоже купили родители), должно иметь жесткие рамки. То есть, мы должны установить: в какое время ребенок общается с компьютером, в каком количестве и что он на нем делает.

Надо донести до детей, что компьютер, телевизор – это десерт. Нельзя питаться одним мороженным, конфетами и газировкой, при таком «питании» человек очень скоро серьезно заболеет. Все это дают на десерт и тем, кто заслужил. Опять же, компьютер – это сильный рычаг в борьбе с плохим поведением и успеваемостью, и, наоборот, средство поощрения.

 Только нельзя чего-то запрещать, не предлагая ничего взамен, это закон любого воспитания, иначе отчуждение будет только расти. Досуг ребенка должен быть заполнен всевозможными полезными занятиями: музыкой, рисованием, спортом, кружками и прочим. Сейчас таких возможностей много, в том числе и для семей с малым достатком. В каждом районе есть бесплатные государственные студии, дома детского творчества. Главное, выводить ребенка в реальное жизненное пространство, где есть общение с природой, друзьями, это может быть в походах, или в выходные дни, которые родители проводят с детьми: работают ли с ними на даче, или на тех же велосипедах ездят, рыбачат, купаются. Ходят в музей или в цирк, театр и т. д. Так родители становятся, с одной стороны, ближе к своим детям, а с другой – ребенка отвлекают от этой пагубной страсти.

 Ребенок должен чувствовать родительскую заботу, любовь, желание ему помочь. А если речь идет о подростке, с ним необходимо разговаривать аргументировано, обладая нужной информацией. Не просто сказать: «Ты знаешь, это плохо, это грех, это бесовщина», а говорить с ним как взрослый со взрослым, а не по принципу: «я начальник – ты дурак и должен меня слушаться». Дети особенно слушаются родителя, когда видят в нем человека знающего, любящего, авторитетного, который может обосновывать свои соображения.

Чем дальше мы говорим об этой проблеме, тем яснее становится, что детские зависимости – это скорее проблема родителей, а не их детей. Потому что задача родителя – следить за духовным и физическим здоровьем детей. В ситуации, например, когда маленький ребенок выпадает из окна, под суд отдают родителей, конечно, там учитывается и допущенная халатность, и случайности – но всё равно будет разбирательство и мало родителям не покажется. До совершеннолетия ребенка ответственность за него несут родители даже по закону уголовного кодекса, не говоря о духовной ответственности. Задача и ответственность, которая лежит на родителях – до определенного возраста подготовить ребенка к взрослой жизни, следить за кругом его общения, следить за тем, какие он фильмы смотрит, какие книги читает, какую музыку слушает, что-то запрещать, что-то, наоборот поощрять. Ведь есть вещи неизбежные, которые не нужно драматизировать, и вещи недопустимые совершенно, словом создавать ему нормальную среду обитания!

Но, надо сказать, что жизнь в простые схемы и рамки не укладывается, мы знаем, как даже в семье святых дети оступались. Почему? Потому что не только родители влияют на ребенка, какими бы они не были семи пядей во лбу, благочестивыми и верующими, а окружающий мир очень сильно влияет на него – есть вещи, от нас не зависящие. Можно всячески ограждать ребенка, следить за ним, создать ему безопасность какую-то, но всё равно, можно какой-то момент упустить. Например, где-нибудь на улице его может сбить машина, врежется пьяный водитель в остановку, виноват будет водитель, а не родители. Так и здесь, мы должны постоянно молиться за ребенка – у ребенка воцерковленного, который знает, что такое хорошо и что такое плохо, естественно, будет гораздо меньше шансов попасть в эту проблему. Надо делать всё, что от нас зависит и — будь что будет!

 Ещё один очень важный момент – учите детей работать. Это прекрасный способ загрузить ребенка и очень хорошая подготовка к жизни, но это надо сделать так, чтобы он находил радость в труде, а не воспринимал его как какую-то каторгу. Я знаю примеры, когда даже весьма состоятельные люди, устраивали детей–подростков на несложную работу, чтобы они могли сами заработать себе на игрушки и развлечения. Так и времени на компьютерные игры меньше останется, и ребенок начинает ценить вещи и заработанные деньги.

— Батюшка, что вы в заключении пожелаете родителям?

Всё, о чем мы говорили, конечно, работает, однако, легко говорить, но не так легко выполнять. По словам Амвросия Оптинского «учить — это камни с колокольни бросать, а исполнять — камни на колокольню таскать». Естественно, чтобы всё это сделать, нужно очень серьезно потрудиться. Думаю, что в этом труде родители всё-таки смогут для себя увидеть очень много важного и интересного, наградой им будет хороший контакт с детьми и радость от общения с ними. Когда ты общаешься с ребенком, у тебя появляются новые темы, на которые ты можешь говорить, при этом ты сам обогащаешься: чтобы ребенку что-то сказать, нужно находить какую-то информацию, ведь дети задают вопросы подчас очень серьёзные.

Желаю всем нашим читателям жить вместе с детьми реальной, полной и радостной жизнью, в которой не было бы места суррогатам.

Беседовала Савельева Ф. Н.