Хеллоуин: как уберечь детей. Беседа со священником Павлом Гумеровым

2 января 2013 22:58

Статья: «Хеллоуин: как уберечь детей. Беседа со священником Павлом Гумеровым»

Отец Павел, совсем скоро часть нашего населения устремится в ночные клубы, выйдет на улицы, чтобы отметить «праздник» под названием Halloween. О том, что это плохо, всем православным христианам и так известно, поэтому хотелось бы поговорить о другом: как вести себя в той ситуации, когда часть родных и знакомых начинает сходить с ума?

– Мне, как приходскому священнику,  неоднократно  приходилось слышать вопросы, от родителей детей, подростков, которых в школе каким-то образом втягивают  во все это, иногда даже подобная инициатива идет от администрации школы, от учителей. Особенно желание праздновать «веселый праздник Хэллоуин» свойственно частным учебным заведениям. И хотя в школах учатся люди совершенно разных взглядов на жизнь, разных конфессий, тем не менее, с этим совершенно не считаются. Когда я учился в школе у нас тоже проводились балы-маскарады, карнавалы, и родители должны были помочь сделать какой-то костюм, чтобы их ребенок  был в нем представлен на елке, на балу, Но сейчас устраиваются специальные костюмированные вечеринки с надеванием масок вампиров, зомби, ведьм, всевозможной нечистой силы, и дети, которые, конечно, не имеют духовного опыта, не очень понимают происходящее. Тем более, они воспринимают все с доверием, раз это исходит от  учителя – взрослого, авторитетного  человека.

Как в этом случае действовать? Во-первых, как мне кажется, нужно разобраться в том, что вообще нам навязывают. Наверное, многим из различных источников известно, что праздник Хэллоуин  имеет чисто языческие корни, хотя формально называется  Вечером накануне Дня Всех Святых.  На самом деле  – это чисто языческий  праздник жертвоприношения  кельтскому богу смерти во время праздника Самайн.  Люди, служащие  князю тьмы, надевали на себя маски всевозможных страшилищ, изображая мертвецов, которые вернулись в свои дома, если бог был удовлетворен.Постепенно этот языческий праздник фактически заменил и вытеснил память о празднике Всех Святых, отмечаемом  в Западной Церкви, и не осталось иной связи, кроме календарной. Таким образом,  Хэллоуин не имеет никакого отношения к христианству и является языческим праздником.  А для каждого христианина  даже формальное участие в язычестве, в  языческих обрядах является изменой Христу. Христианин  должен всегда чувствовать свою ответственность  за то, что происходит вокруг него,  а в первую очередь, за свои собственные поступки, потому что, как сказано в Священном Писании, человек даст ответ на Страшном Суде не только за поступок, но даже за каждое праздное слово. Уж тем более за действие, связанное с языческим культом.

Вспоминаются жития мучеников за веру, которым  формально (это известно из протоколов), предлагали отречься от креста. Им говорили: «Оставайтесь христианами, кланяйтесь Христу, молитесь Ему.  Не надо даже никакого отречения произносить, Просто опустите благовония на жертвенник Зевсу или Артемиде и т. п. Этим самым вы засвидетельствуете  свое примирение с язычеством и законопослушность нашим языческим законам…»  Но христиане не шли на это никогда, они понимали, что даже молчанием предается Бог, а не то, что прямым  участием в языческом культе.

Здесь – то же самое, нас пытаются втянуть в совершенно чуждое  нам по культуре и по идеологии  действие, чужое и по нашей национальной принадлежности,  и по вероисповеданию. Мы – православные христиане, не можем участвовать в  языческих обрядах. Известно, что данный «праздник» вышел из ирландских и кельтских культов и распространен в англоязычных странах, а нам-то он зачем сдался?

Почему в Америке он настолько популярен?  Когда происходит некое явление массового безумия, беснования, всегда следует задать вопрос, кому это выгодно?  Это очень легко выяснить, потому что есть реальные цифры.  Ежегодно  шоу, аттракционы, связанные с Хэллоуином,  дают доход от 300 до 500 млн. долларов, и это только в США.  А ведь в других англоязычных странах этот праздник тоже весьма распространен. Только в 2006 году доходы от продажи костюмов, масок  вампиров, оборотней и прочей нечисти в тех же Штатах составили около 5-ти млн.  долларов.  Понятно, что Хэллоуин кроме совершенно безбожной, оккультной, темной  основы имеет просто чисто коммерческую составляющую, как и День святого Валентина.  Это такой маркетинговый ход, необходимый определенной группе лиц, чтобы продать  побольше товаров и развлечений.

Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в любом случае, даже формальное участие в язычестве всегда очень строго осуждалось  Церковью, и  было равносильно  измене вере.

– Батюшка, понятно, что взрослым христианам  в этом участвовать не допустимо. Но как все-таки быть родителям детей, которых, например, принуждают к этому участвовать в школах, когда говорят, сделайте маску к Хэллоуину или пойдите, собирайте конфеты?  Как быть, если детям вся эта атмосфера представляется привлекательной? Что должны делать православные родители, чтобы уберечь своих детей от участия в подобных мероприятиях?

– Я думаю, что этот праздник – совершенно не обязателен для всех, он не имеет никакого отношения к системе образования. Поэтому можно просто уклониться от участия в нем под каким-то предлогом или напрямую объясниться с учителями. Во времена не столь отдаленные, многие мужественные верующие люди, шли даже на то, что отказывались от вступления своих детей в пионеры.  Почему? Потому что там было нужно принести клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия», красное знамя целовать,  т. е. тоже пройти своего рода языческие обряды  посвящения. Некоторые принимали это, повязывали пионерский галстук, некоторые – стойкие люди – нет. Все зависело от степени веры и личного мужества. Но сейчас все гораздо проще, мы свободны в своем выборе. В нынешнее лукавое время, когда мир глубоко агрессивен духовности и нравственности – наша задача все время в детях наших воспитывать твердость и силу  духа, показывать, что христианин – это человек который не может вести себя как все, жить как все. «Мир во зле лежит»  – это как раз про наше время. Каждое время  имеет свои вызовы.  Советское период, например, имел какую-то нравственность, порядочность, но делал свои вызовы – коммунистические, атеистические, и задача родителей была показать детям, почему учителя – вроде бы люди  авторитетные, уважаемые – иногда говорят неправду и не всегда их нужно  слушаться. Помню, когда я учился в школе, у нас вплоть до конца 80-х годов был уголок атеиста. По непонятной причине помещался он в кабинете химии, там были собраны какие-то атеистические книжки и брошюрки. Сейчас время затишья,  время про которое можно сказать словами Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою», время, когда мы должны учиться противостоять этим вызовам и привыкнуть к тому, что вера наша ни под каким предлогом не должна быть скрываема, мы не должны ее стесняться.  Наоборот, сейчас  мы  должны  воспитать детей в том, что это совершенно естественно – зайдя,  например, в кафе помолиться перед едой, проходя мимо храма – перекреститься на церковь, этому я стараюсь учить своих детей. Если за это  над нами кто-то посмеялся – это в нас воспитывает не комплекс неполноценности, а   умение противостоять, наращивать броню, тренировать силу воли. И наоборот, когда человек  плывет по течению, он является слабым. Кто верен в малом, тот и большом будет верен, а кто в малом не верен, он проявит слабость и в другой ситуации. И, может, будет предложен  какой-то другой праздник, гораздо худший. Мы не знаем, что нас ожидает в будущем, «что день грядущий нам готовит», хотя все равно известно, что мировая история должна закончиться пришествием Антихриста и большими гонениями на христиан. Может быть, мы не доживем до этого, может быть, наши дети или внуки до этого доживут. И наша задача воспитать воинов Христовых, а не безвольных хлюпиков,  которые будут  толерантны к любой инфекции.

– Батюшка, а как вести себя с детьми, как им объяснить, что нельзя в этом участвовать, если все их одноклассницы, одноклассники в этом участвуют, они говорят, что в этом ничего страшного и дурного нет, что это просто веселье сродни нашим колядкам?

– В наше время информация очень доступна. В Интернете, в других источниках,  очень много рассказано о Хэллоуине, о его языческих, оккультных корнях.  И если мы хотим ребенку что-то запретить, несомненно, мы должны обосновать наш запрет. От ребенка просто окриком, принуждением ничего не добьешься. Мы должны с ним разговариваешь, как с личностью, как с взрослым человеком – обоснованно, аргументировано. Поэтому необходимо собрать побольше информации  и провести с чадом беседу. У меня есть знакомый папа – можно сказать, подвижник семейного воспитания, у него не только свои, но и приемные дети, очень большая семья. Так вот, он регулярно после ужина проводит по вечерам  беседы со всем своим многочисленным семейством: о вреде сквернословия, о  курения, винопития и т. д. и это дает свои плоды. Тем самым он наносит вот такие упреждающие удары,  потому что знает, что дети все равно с этим столкнутся. Тем более это обязательно надо делать, если уже видишь у своих детей какие-то подобные проявления. То есть с детьми надо беседовать, рассказывать о своих праздниках, о своих традициях. А сейчас мы видим, как одна  идеология, которая имела свои  праздники, упала, и людям, понадобились какие-то другие псевдо празднования, потому что, «душа  хочет праздника», как говорил главный герой «Калины красной» Шукшина.  Но тот же персонаж, как и современный, оторванный от духовных корней человек, не знал, в чем настоящий праздник, что такое подлинная радость. А желание праздника, радости,  чего-то яркого,  каких-то переживаний, эмоций – обычное человеческое желание.  И тем более этого жаждет детская душа. Детские впечатления о праздниках – всю жизнь вспоминаются. Помните уже у Шмелева, в его знаменитых книгах «Лето Господне» и «Богомолье», самыми радостными, запоминающимися воспоминаниями детства являются именно праздники.

Мы, православные – счастливые люди, недостатка в праздниках у нас нет. Важно только  позаботится об организации празднования. Например, скооперироваться с другими родителями и во время каникул организовать рождественский и пасхальный праздники  для детей на приходе, со спектаклем, концертом, раздачей подарков. На Благовещение выпустить птиц после службы. У нас в храме приходские детишки каждый год обязательно помогают в Великую субботу при освящении куличей, поют кондак праздника и ходят с батюшкой, собирая в корзинку пожертвования – яйца и куличи. Также, конечно ребенок должен почувствовать атмосферу праздника и дома, если детям будет интересно и радостно дома с родителями, братьями, сестрами и друзьями, они уже не захотят  убегать на какие-то сомнительные школьные вечеринки.

 Когда человек вступает во взрослую жизнь, что, в основном остается из детства? Что-то такое яркое, позитивное, плохое забывается – хорошее остается. И  дай Бог, чтобы у наших детей было воспоминание о ночном пасхальном крестном ходе, о праздновании Рождества, о том, как вместе ездили с родителями в какую-нибудь поездку, например, по Золотому  кольцу, какие посетили святыни, как искупались в источниках. Вот это должно остаться в детской памяти, а не страшные уродливые маски и какие-то беснования.  Мне кажется, у любого нормального человека  все это кроме отвращения ничего не вызовет. Хотя, конечно, у некоторых людей  есть тяга ко всяким ужасам, миру инфернальному, помните, еще Николай Васильевич Гоголь  это все  очень хорошо описал  в своей повести «Вий».  Хома Брут проявил любопытство – посмотрел на Вия, хотя ему был внутренний голос: «не смотреть», и тем самым открыл двери  нечистой силе, которая прорвалась через защищающий его круг, очерченный мелом… Что дальше произошло мы знаем. То есть  у каждого человека есть, конечно, определенная тяга к неизведанному, но это влечение совсем нездоровое и небезопасное.

– А какой главный аргумент можно привести детям по поводу того, почему нельзя, например, на себя надевать личины ведьм, вампиров, вурдалаков и просто нечистой силы?

– Может сложиться такое впечатление, что есть сатанисты, есть оккультисты, которые совершенно реально во все это верят, в этом упражняются, служат сатане и совершенно сознательно являются реальными почитателями нечистой силы. А здесь – это всего лишь некое шоу…

 Конечно, и в Америке в это тоже не верят,  скорее всего, там вообще об этом не задумываются, это просто очень мощная реклама, очень мощная пропаганда Хэллоуина.   Но они  все-таки связаны корнями с этим праздником, в отличие от нас. У нас в России тоже сохранились некоторые рудименты язычества: гадание на святках, сжигание масленицы, пляски на Ивана Купалу, и с этим тоже надо бороться.

Так вот, кто-то может сказать, что все это несерьезно, понарошку, и нет разницы; надевать костюм, например, вампира, или костюм того же Чебурашки на костюмированном утреннике. Но, на самом деле, разница большая потому, что для  ребенка   игра и реальность всегда немножко переплетены. Например, подсесть ребенку на компьютерную игру гораздо легче, чем  взрослому, который и психически крепче,  и для него виртуальная игровая реальность и реальность обычная всегда имеют четкую границу. А для ребенка эта грань очень сильно размыта, поэтому на нем даже  косвенное участие в языческих обрядах может серьезно сказаться. Мне приходилось  беседовать с людьми творческими, с актерами, которые занимаются тем же самым – лицедейством. Лицедейство – это некая личина, надевание какого-то образа, маски для того, чтобы дальше, изображать что-то. И вот даже для этих людей это не проходит бесследно. Эти люди, на самом деле,   по-своему несчастны, потому что, с одной стороны,  они очень чувствительные,  они тянутся к вере, им даже легче, может быть, прийти к вере, к Богу, чем людям каких-то технических специальностей, более приземленным. Но духовную жизнь им вести гораздо сложнее  потому, что им, чтобы войти в  какой-то образ, особенно если человек является профессиональным актером, требуется перевоплощение, а не формальное вхождение. Одна женщина, которая раньше  была актрисой, мне рассказывала, что сейчас она от этого отошла, занялась другой деятельностью,  потому,  что необходимые перевоплощения, вживание в образ, работа над ролью,  очень сильно мешала  ее духовной жизни. Например, если человек играет героя-любовника, ему самому иногда нужно переживать те же страстные эмоции, влюбленность, которую он собирается играть. Некоторые актеры становятся просто влюбленозависимыми. Не случайно у актеров, актрис создание полноценной семьи,  отношений на всю жизнь – очень-очень большая редкость, потому, что они постоянно влюбляются  то в одного, то в другого, то в третьего и уже не могут жить без этого. Бывает, что они заигрываются, играя любовников на сцене, на одной съемочной площадке и часто становятся любовниками и в жизни. И вот даже на нервную систему взрослого человека, со сложившейся  психикой, на его психическое, и духовное, в первую очередь, здоровье  лицедейство очень сильно влияет. Он становится  уже, своего рода, носителем этого образа, который воплощает, особенно темного. Очень многие верующие актеры отказываются, когда им предлагают играть нечистую силу, среди актеров также очень распространено, например, предубеждение к сценам, где надо играть  собственную смерть, существует мнение, что это может плохо кончиться. Как я уже сказал, человек за каждое праздное слово, не только за праздное действие несет ответственность перед Богом. И вот это все не проходит бесследно. Любой человек, который смотрел фильм ужасов тоже долго находится под впечатлением от увиденного, его  долго потом преследуют эти образы, являются во снах. На то и эффект, чтоб пощекотать нервы человеку  и серьезно повлиять на его ум, на его подсознание.

А личное участие в язычестве, оккультизме, даже просто формальное, безо всякой к тому веры, не может пройти даром, люди открывают ворота,  этим самым сущностям, которых изображают, в которых  дети пытаются  играть, надевая личины  демонов, вампиров и прочей нечисти.

Интерес к инфернальной, демонической теме не проходит бесследно. В Китае были запрещены несколько фильмов ужасов, поскольку школьники стали копировать поведение их персонажей. У нас в России группа подростков, насмотревшись фильмов про вампиров, заманила в лес девушку, убила ее и выпила кровь.

Так, что наша задача как родителей, как воспитателей непременно следить за тем, что смотрят наши дети, с кем они общаются, в какие игры они играют, и какие праздники отмечают.

 

 Беседовал Антон Поспелов