В первой части этой большой статьи я рассказывал о Марвине Химейере – американском рабочем, который, поддавшись гневу и жажде мщения, разрушил своим бульдозером полгорода. Только чудом никто из жителей не погиб, но бульдозер Марвина стал машиной смерти для него самого. Он застрелился, не выходя из кабины.
Кривое зеркало гнева
Чтобы встать на борьбу с гневом в своей душе, остановить этот «бульдозер смерти», необходимо, в первую очередь, осознать всю опасность этой страсти. Конечно, вряд ли кто-то из нас сядет на трактор и начнет крушить заводы и дома. Но разрушить собственную жизнь и отравить жизнь наших близких, предавшись гневу, мы можем легко.
Сколько людей совершили убийства или стояли на грани этого, будучи ослеплены гневом, сколько семей распалось и дети стали сиротами при живых родителях, сколько уже взрослых детей годами не общаются со своими с родными отцами и матерями из-за многолетних взаимных обид. Задача диавола – посеять плевелы греха и помогать человеку их взращивать. Конечная его цель – смерть души. Апофеоз победы диавола над одержимым страстью гнева, тоски и уныния, конечно, самоубийство.
Мне вспоминается замечательный фильм-притча Георгия Николаевича Данелия «Слезы капали». У нас на приходе мы даже устраивали коллективные просмотры этой картины, чтобы потом обсудить с прихожанами тему борьбы с гневом. И каждому, кто хочет начать исправлять свою семейную жизнь, испорченную раздражением, недовольством и унынием, я очень советую посмотреть это старое кино.
Кратко перескажу сюжет этого фильма. В его основу положена сказка Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева». Как мы все помним с детства, начинается она с того, что тролль, злой волшебник (а в оригинальном тексте говорится, что это «был сам диавол»), сделал волшебное зеркало, которое всё показывало в искаженном, дурном, уродливом виде. Сначала он потешался над людьми, а потом его помощники потащили зеркало на небо – чтобы поглумиться над ангелами и Самим Творцом. Но по дороге зеркало упало, разбилось, и его осколки разлетелись по всему миру. Кому такой осколок попадал в глаз, тот начинал видеть людей и всё вокруг в худшем виде, замечать кругом одни только недостатки. А если кусочек зеркала попадал в сердце – оно начинало леденеть. Одному жителю обычного советского провинциального городка Павлу Ивановичу Васину (его замечательно сыграл Евгений Леонов) попадает в глаз такое стекло. Он руководит строительным трестом, ему нравится его работа, он старается делать ее честно и добросовестно. Его ценят и уважают сослуживцы. У него семья: жена, сын, внучка, которых он любит. Но тут вся его жизнь полностью меняется. То есть меняются не люди, его окружающие, и не уклад, не обстоятельства самой жизни, а его отношение к этому. Всё, что он видит дома, на работе, на улице, его начинает страшно раздражать. Ничего хорошего он просто не замечает, всюду, во всем видит одни только недостатки. Понятно, что общаться с таким человеком всем становится очень трудно. Сначала от него уходят родные – он теряет семью, ссорится со всеми своими друзьями и сотрудниками по службе, а потом вообще лишается работы из-за конфликта с начальством. Доведенный гневом и постоянным недовольством до полного отчаяния, он хочет уйти из жизни, но так, чтобы даже самой своей смертью отомстить человеку, на которого имеет большую обиду. Он пишет предсмертную записку, в которой называет имена людей, якобы виновных в его смерти. После этого предпринимает несколько попыток суицида. Но, слава Богу, все попытки срываются. Васин начинает плакать, осколок зеркала вылетает из глаза, и он вновь начинает видеть жизнь такой, какая она есть.
Очень важна одна небольшая деталь этой картины. Периодически Павел Иванович видит тролля, то есть самого диавола, который смеется над его мучениями.
Мораль этой притчи очень простая и понятная: раздражение, гнев, обида не только не позволяют увидеть в том, что вокруг нас, и в окружающих людях хорошее, но и способны полностью разрушить самую счастливую и радостную жизнь. Задача врага – сломать нашу жизнь нашими собственными руками, сделать ее невыносимой и в конце погубить нашу душу.
Первым делом
С чего начать борьбу с гневом? С ненависти к нему. Святитель Феофан Затворник говорит, что «сначала надобно восстать против греха вообще возненавидением его, изгнать его из его главного места пребывания переломом воли, возбуждением жажды противления греху и покорением себя святой воле Божией, а потом уже восставать и против порождений сего греха, поражать остатки его в себе до возможного его в себе истощания».
Мы должны осознать эту страсть врагом, который нагло вторгся в нашу жизнь и целенаправленно ее разрушает. Что не мы управляем нашей жизнью и строим ее, как хотим, а наша страсть выстраивает ее за нас. Мы хотим не гневаться, не раздражаться, не срывать злобу на окружающих, хотим видеть в людях хорошее, а ничего не получается, страсть сделала нас рабами. Вот когда мы поймем, что не мы управляем страстями, а они руководят нами, порабощают нас, когда захотим стать свободными от их влияния («мы не рабы, рабы не мы!») и после этого примем твердое решение вести беспощадную борьбу с внутренним врагом-поработителем, вот с этого момента и начинается путь к исцелению. Борьба с гневом – это очень серьезная работа, требующая терпения и времени. Нам нужно очень сильно захотеть с ним бороться. А для этого необходимо осознать всю пагубность этой страсти.
После осознания своей немощи и бессилия второй шаг – это горячая просьба к Богу о помощи. Эта просьба должна быть регулярной (ежедневной) с верой, упованием и смирением перед Господом. Очень хорошо присоединять в конце утренних молитв просьбу к Богу дать сил бороться с гневом и раздражением, помочь увидеть в событиях дня и окружающих людях хорошее и избегать осуждения, раздражения и обидчивости. Вообще, если мы имеем какую-то особую просьбу ко Господу, нужно постоянно, в течение дня держать ее в душе и во всякое удобное время вспоминать. И на службе в храме, и проходя мимо храма, и просто когда будет свободная минута. Хорошо также взять на себя какое-то особое молитвенное правило, читать, например, канон или акафист Господу или Богородице. Какой именно, можете выбрать сами, главное – чтобы молитва была усердной.
Ненависть к страсти
Вернемся к тому, как возненавидеть страсть. Умом мы, конечно, все понимаем пагубность греховных зависимостей и вредных привычек. Но как возненавидеть то, что столько лет вызывало удовольствие, с чем связаны весьма приятные переживания? Да, как ни странно, даже такая неприятная штука, как гнев, может быть в чем-то очень приятной. Эта страсть доставляет человеку, подверженному ей, даже чисто физиологические удовольствия. В момент гнева в кровь поступает адреналин, и, как известно, этот гормон вызывает много приятных ощущений. Экстремалов-адреналинщиков даже называют адреналиновыми наркоманами. Гневающийся тоже такой адреналиновый наркоман. Правда, потом, после вспышки гнева, как правило, бывает очень плохо, стыдно, ведь совесть есть у каждого человека, «но это лишь потом». Гнев также создает на время ощущение, иллюзию власти над людьми, силы. Что тоже весьма приятно гневающемуся. То есть в гневе есть, как говорится, свои приятные бонусы. Значит, нужно уметь увидеть в этой страсти все ее отрицательные стороны, всю ее неприятную и разрушительную сущность. Для этого существует несколько способов.
Чтобы понять всю неприглядность страсти, очень важно как бы взглянуть на себя и свою страсть со стороны. Ведь мы не очень представляем, в каком неприличном, отталкивающем виде мы предстаем, когда отдаемся гневу. Есть такой совет: когда гневаешься, обижаешься, раздражаешься, поднеси к лицу зеркало (особенно эффективно для женщин) – и ты увидишь не свое привычное милое лицо, а какую-то бесовскую маску. Вот на нее-то и приходится смотреть окружающим в момент твоего раздражения. Помню рассказ одной женщины, которой ее соседка невольно помогла взглянуть на себя со стороны во время семейных скандалов. Однажды соседка встретила эту даму и спросила ее: не знает ли она, кто из соседей так ужасно кричит на своих домашних, постоянно устраивает им скандалы? может быть, нужно уже принять какие-то меры? И этой женщине стало страшно стыдно, ведь эти домашние разборки устраивала именно она, а соседка об этом не догадывалась, так как знала ее как внешне спокойную и добропорядочную женщину. После этого урока она стала следить за собой, и домашние баталии прекратились.
При страсти гнева очень важна частая исповедь. Кроме покаяния в грехе и укрепляющей силы таинства здесь есть еще один момент: когда ты рассказываешь духовнику о неприятных для тебя вещах, таких как ссоры, скандалы, вспышки, тебе становится стыдно совершать эти грехи вновь, появляется дополнительная мотивация в борьбе с гневом. Проговаривая неприятные для тебя ситуации, особенно стыдишься за свое невоздержанное поведение, при этом совершенный грех предстает во всем своем уродливом виде.
Еще один совет. Говорят, что, когда очень хочется дать волю гневу, начать говорить обидные слова, перейти на крик, нужно в этот момент, вместо приятных ощущений, которые обычно дает гнев, создать неприятные. Следует тут же пойти на кухню и съесть чайную ложечку соли или лимонной кислоты. И так делать каждый раз. Через некоторое время гнев у нас будет связан с очень неприятными, невкусными ощущениями. Это поможет вовремя останавливаться. Вообще, как только подступает помысел гнева, гневное желание, необходимо представлять и вспоминать ужасные последствия, которые обычно бывают после вспышки, и весь тот вред, который гнев приносит людям.
«Пока еще не поздно нам сделать остановку…»
Отсекать греховные, гневные мысли, не беседовать с ними, а отгонять и переключаться на другие – это как раз и значит «делать паузу». Когда борет гнев, нужно делать что угодно, но не давать ему воли, ибо далее он может легко выйти из-под контроля. Как пожар, который чем дальше он горит, тем сложнее его потушить, как прорыв плотины, который очень трудно остановить. Когда возникает желание прогневаться, сказать что-то резкое, колкое, нужно начинать молиться, читать, например, молитву Иисусову. Уходить в другую комнату, читать Евангелие, Псалтирь. Если и на это сил нет, начинать уборку или мытье посуды, выполнять любую несложную работу. Можно перевести гнев в физическую активность. Быстро надеть спортивный костюм и пойти пробежаться. После километровой пробежки, уверяю вас, желание гневаться, как правило, пропадает. И вообще известно: если не дать гневу волю, успеть сделать перерыв, вспышка и непреодолимое желание дать свободу эмоциям проходят и сам предмет конфликта чаще всего уже не представляется таким уж важным. Но самое непростое – это научиться вовремя делать эту паузу.
Когда совсем уж нет возможности и времени для длительной паузы, нужно хоть кратко молитвенно вздохнуть: «Господи, помоги», а также сделать несколько глубоких вдохов, а в конце задержать дыхание. Дыхательная гимнастика помогает успокоиться.
Если удалось сделать хотя бы краткую паузу, в этот момент нужно представить, взвесить, что же будет дальше, если дать сейчас волю чувствам и уступить гневу. Вспомнить, что бывает обычно потом. Что мы приобретем (да ничего особенного) и что потеряем (мир в душе и мир с ближними, их хорошее отношение к нам, в душе будут долго царить раздрай, опустошенность и стыд). Принцип взвешивания – очень полезное правило жизни. Ведь мы постоянно встаем перед выбором, что для нас главное, а что второстепенное, незначительное. Что нужно, полезно, а что совсем не нужно и даже вредно и т.д.
Волки, когда идут за стадом животных, нападают в первую очередь на усталых, ослабевших от голода или болезней животных. Также и бесы гнева, раздражения искушают нас больше всего тогда, когда мы голодны или устали. Особенно это касается мужчин. Умная жена никогда не будет приставать к мужу с просьбами и своими проблемами, когда муж пришел с работы голодный и усталый. Она сначала накормит его и даст отдохнуть. А мужчинам могу дать такой совет (впрочем, и для женщин он тоже годится). Когда вы подошли или подъехали на машине к дому после трудового дня, не спешите сразу заходить в квартиру. Посидите немного в автомобиле, откройте окно, послушайте музыку. Или присядьте на скамейку у дома, а еще лучше – сделайте несколько кругов пешком вокруг вашего жилища. Тогда встреча с близкими пройдет у вас гораздо спокойнее, даже если они чем-то подадут вам повод к раздражению.
Как преобразовать гнев?
Теперь немного о том, как изменить отношение к ближним на противоположное раздражению и гневу. Очень полезно бывает встать на место человека, поведение которого вызывает в нас раздражение. Постараться понять истинные мотивы его поступков. Недавно ко мне на исповедь пришел молодой мужчина и рассказал, что его очень раздражают недисциплинированные водители, которые создают аварийные ситуации на дорогах, «подрезают» другие машины, лезут без очереди к светофору и проч. Ну не может он всё это терпеть! Тогда я спросил у него: «А вы сами всегда ездите по правилам, никогда не нарушаете?» Он ответил, что, конечно, нарушает, но всё же не понимает, как можно так неаккуратно ездить. Тогда я привел ему такой пример, который помог ему, надеюсь, изменить отношение к некоторым лихим водителям. Представьте себе, что тот человек, который вас «подрезал», обгоняя, или пролез без очереди к перекрестку, только что получил известие от беременной жены по телефону, что ее срочно нужно везти в роддом, или что плохо с его ребенком – да мало ли какие могут быть мотивы для спешки! Конечно, ничего хорошего в нарушении правил нет, но почему-то мы всегда думаем, что спешащий куда-то водитель – лихач и дорожный хам. А ведь это далеко не всегда соответствует истине. Каюсь, и у меня бывают моменты, когда я нарушал ПДД. Например, когда я спешил к внезапно заболевшей супруге или когда жена позвонила мне и сказала, что сын облился кипятком. Думаю, тогда многие водители не одобряли мой стиль езды.
Мы очень часто торопимся осудить человека, не зная истинных мотивов его, может быть, действительно неблаговидного поступка. Вместо того, чтобы вникнуть в его поведение и постараться представить, что стоит за ним. Все мы воспитаны в совершенно разных семьях, у нас разный жизненный опыт, образование, наследственность, здоровье, условия жизни. У каждого совершенно индивидуальная жизненная ситуация, не похожая на нашу. Мы считаем, что человек хотел нас обидеть, а его, может быть, просто плохо воспитали родители, а нам повезло в этом плане больше, чем ему. Думая так, мы уже начинаем жалеть нашего ближнего, и нам становится легче его простить. Только достаточно хорошо узнав человека, можно частично понять, что в действительности стоит за его поступками. Хотя до конца мы не узнаем этого никогда, ибо даже сам человек иногда не подозревает об истинной мотивации своего поведения. Один только Господь ведает сердце человека и поэтому может судить его, но никак не мы.
Но нужно стремиться всегда видеть в нашем ближнем хорошие стороны и черты, которые у каждого, безусловно, присутствуют. Почти у любого человека есть знания, умения, черты характера, которых нет у нас, но которые мы хотели бы приобрести. Замечая всё это, мы поймем, что общение с ним может принести нам немалую пользу.
Таким образом, мы переключимся на другие стороны человека и уже не будем замечать неприятных нам. Если мы уже общаемся с этими людьми довольно давно, можно вспомнить всё то хорошее, что они сделали для нас. Есть и еще один способ сблизиться с человеком и изменить отношение к нему на лучшее – самим сделать для него что-то хорошее, приятное. Даже если некий товарищ не просто неприятен нам, но и враждебно против нас настроен, нужно помнить, что зло нельзя победить злом, как говорит апостол Павел (см.: Рим. 12: 17), «но побеждай зло добром», – пишет он (Рим. 12: 21). Все вы наверняка помните детский мультик про крошку Енота, который боялся «того, кто сидит в пруду», и корчил страшные рожи, чтобы испугать его. Но еще сильнее начинал бояться сам, потому что отражение в воде также строило враждебные гримасы. И когда он улыбнулся ему, то смог преодолеть страх, так как «тот, кто сидел в пруду», улыбнулся в ответ.
Ведь иногда, просто улыбнувшись или проявив терпение, мы можем сделать для раздражающего нас человека доброе дело, и главное – сами изменим отношение к нему.
В разные периоды жизни мне иногда приходилось подолгу общаться по телефону с больными людьми. Или психически нездоровыми, или имеющими какие-то другие тяжелые заболевания. Не скрою, часто подобные разговоры довольно сильно утомляли и вызывали раздражение. Но когда я пытался поставить себя на место этих несчастных, больных людей, мне становилось легче. Я понимал, что эти длинные телефонные разговоры – одна из немногих доступных для них радостей. Им просто непонятно (так как они сами нигде не работали и не имели семьи), что они отнимают время у занятого семейного человека.
Известно, что в других людях, в их поведении нас больше всего раздражают поступки, черты характера, которые мы не любим в себе самих. Часто гнев – это скрытая вина. Просто он бессознательно используется для прикрытия других чувств. То есть нам когда-то было очень стыдно за подобный поступок, и сейчас, когда мы видим нечто схожее, мы очень раздражаемся, нам это неприятно. Этот эффект зеркала замечательно описан в известной басне дедушки Крылова «Зеркало и обезьяна», знакомой всем нам со школы. Вспомним также совет крыловского Мишки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» То есть надо осознать, что сами мы далеко не безгрешны и что-то похожее также было в нашей жизни.
Очень помогает справиться с неприязнью, гневом и обидой молитва за тех, кто вызывает в нас эти чувства. Ведь именно это заповедал нам Христос, говоря: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Способ этот испытанный, и Господь примиряет даже сильно враждующих людей. К тому же, когда мы молимся за раздражающих нас, мы начинаем уже сочувствовать им и обида проходит.
Гнев в нас может быть вызван не только поведением людей, но и другими внешними факторами, обстоятельствами, событиями нашего бытия. Отношение ко всему этому нужно также изменять, преобразовывать с негативного – на позитивное. Учиться анализировать события, всегда видеть в них не бессмысленную цепь случайностей, но Промысл Божий, ведущий нас ко спасению. Необходимо понять, что все испытания имеют для нас очень большой смысл и даже в очень непростых, тяжелых жизненных ситуациях можно найти для себя большую пользу, приобрести бесценный опыт. В любой работе, любом занятии, пусть даже очень скучном и рутинном, следует научиться находить что-то полезное и приятное для себя и получать от этого удовольствие.
«Грех мой всегда предо мною»
А в заключение хочу сказать очень важную и на первый взгляд неприятную и даже «страшную» вещь: человек никогда не сможет полностью избавиться ни от одной приобретенной страсти. Но сразу предупреждаю: пугаться раньше времени не нужно. Почему не сможет? Во-первых, страсть человек может победить только с помощью Божией. Поэтому и начинается путь исцеления от страстей и борьбы с ними с осознания своей немощи. Но победить – не значит убить и полностью избавиться от страсти. Нет, можно, с помощью Бога, только связать страсть, обуздать ее, как дикое животное.
Во-вторых, обуздав страсть, сделав ее безопасной для себя, мы всё равно не вернемся в исходное состояние, в котором мы были до приобретения страсти. Так алкоголик или наркоман никогда не перестанут быть таковыми, не вернутся на исходную позицию, то есть в то состояние, которое имеют люди, не знавшие такого печального опыта. Негативный опыт, склонность к зависимости и последствия перенесенной болезни всегда будут с ними. Так перенесший тяжелое заболевание желудка должен пожизненно соблюдать диету и режим. Человек, проведший юность в блуде, не только не станет девственником, но и последствия своих грехов будет ощущать всю жизнь. Жизненный опыт, человеческую память нельзя перезагрузить, как компьютер, нельзя как бы переустановить новую операционную систему взамен испорченной. Люди, связавшие страсти и находящиеся в длительной ремиссии, должны обязательно всю жизнь помнить про свои «проблемные места». Вот тогда страсть станет безопасной для них. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Значит, нам нужно выставлять погранзаставы вокруг своей души и всегда быть начеку.
Но, повторяю, бояться этого не нужно. Господь всё устрояет к нашей пользе. Если бы мы имели возможность полностью стереть наш прошлый греховный опыт, это не принесло бы нам пользы. Человек, к сожалению, удобоприклонен ко греху, и, получив полное исцеление от него, мы бы очень скоро к нему вернулись. Также при этом можно легко впасть и в гордыню, подумав, что мы сами, своими силами одолели страсть. А так мы несем последствия наших страстей как епитимию и всегда чувствуем свои немощи, не забываем о них. «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50: 5). И это неплохо. Ведь в жизни нужно пострадать за грехи, чтобы быть свободными от страданий за них в вечности.
И еще один момент. Переживший опыт борьбы со страстью и знающий о своей слабости более подготовлен и вооружен против нее, чем тот, кто такого опыта не имеет. Он теперь даже может помочь другим в их борьбе со страстями. И вероятность того, что он вновь согрешит этим грехом, у человека, ведущего постоянную борьбу с греховной зависимостью, может быть гораздо ниже, чем у того, кто никогда не падал.
Желаю всем нам в наступившем году помощи Божией в борьбе со страстями!
Протоиерей Павел Гумеров