Бульдозер гнева

29 января 2016 18:09

Статья: «Бульдозер гнева»

О том, к чему приводит ослепление гневом

Такое ощущение, словно мы собираем
Машину, которая всех нас раздавит.
Илья Кормильцев

Недавно я узнал про один случай, который в свое время потряс Америку и стал известен далеко за пределами Соединенных Штатов. История эта произошла в 2004 году в одном маленьком городке штата Колорадо. Этот эпизод натолкнул меня на мысль вновь обратиться к теме гнева и борьбы с ним. Но вначале необходимо вкратце описать этот весьма примечательный и трагичный случай.

Итак, в городишке Гренби, население которого всего около 2 тысяч человек, жил и трудился ничем до поры до времени не примечательный человек – звали его Марвин Джон Химейер. Работал он сварщиком, имел свою мастерскую и занимался ремонтом и продажей автомобильных глушителей. Был ветераном Вьетнамской войны, во время которой служил военным техником на аэродроме. Марвин не был женат, и неизвестно, имел ли вообще когда-то семью. Родственников в городке и его окрестностях у него тоже не было. Жил он тихо и незаметно, был вполне себе законопослушным и скромным дядькой. Насчет его личных душевных качеств единого мнения нет. Его соседи и знакомые называют Химейера «приятным человеком», но вместе с тем известно, что однажды он в порыве гнева угрожал убить мужа клиентки, отказавшейся заплатить ему за работу. Один из его ближайших товарищей говорит о нем: «Если Марв был твоим другом – он был твоим лучшим другом. Но если он решил, что он ваш враг, то был вашим худшим и самым опасным врагом».

Так или иначе, в поведении Джона Химейера до поры до времени никто не замечал ничего из ряда вон выходящего. Пока компания «Mountain Park» не решила расширить принадлежащий ей цементный завод. Для этого она стала скупать участки, находящиеся рядом с предприятием, при этом предлагая достойную компенсацию за них. Владельцы завода хотели выкупить и участок Марвина. Это был довольно большой кусок земли – в свое время Джон купил его за несколько десятков тысяч долларов. Хотя компания и предложила вполне достойную цену, Химейер не согласился и запросил 250 тысяч баксов, однако вскоре передумал и повысил цену до 375 тысяч, а потом и вовсе потребовал 1 миллион долларов. Надо сказать, есть сведения и о том, что больших денег изначально ему не предлагали, но все равно речь шла об очень неплохой компенсации.

Переговоры тянулись до 2001 года, пока комиссия по зонированию и власти города не утвердили план расширения завода. Однако упрямый сварщик не успокоился и попытался обжаловать решение в суде, правда безуспешно. Марвина начали потихоньку вытеснять с его участка. Расширение фабрики перекрыло ему подъезд к мастерской. Власти города оштрафовали его за различные нарушения на 2,5 тысячи долларов. Владельцу автомастерской сначала отключили канализацию, а когда он отлучился на похороны отца, отрезали также воду и электричество, а саму мастерскую опечатали. Тогда Марвин перешел к решительным действиям.

Надо сказать, что, когда ему перекрыли дорогу, он приобрел списанный карьерный бульдозер «Komatsu D355A-3». Это огромная машина, такую технику использует, например, компания «Газпром» на полярных разработках. С помощью бульдозера он хотел проложить собственную дорогу к мастерской, но сделать это ему не позволили. И тогда из этого трактора Химейер решил сделать адскую машину мести. Он почти полтора года трудился над ней в своей мастерской. Обварил его 12-миллиметровыми стальными листами, притом сделал разнесенную двойную броню: между слоями металла был проложен слой бетона. Это делало самодельный броневик практически неуязвимым. Позже выпущенные по нему 200 пуль и три взрыва почти не повредят ему. Внутри были установлены мониторы, чтобы вести бульдозер по видеокамерам, находящимся снаружи. Камеры были защищены бронированным пластиком и даже снабжены системой пневматической очистки. Марвин продумал все до мелочей. Внутри был кондиционер, противогаз, холодильник с некоторым запасом провизии и воды. Заготовил он и оружие: карабин «Ругер-223», винтовку «Ремингтон-306», пистолеты и боеприпасы. Джон изначально знал, что из кабины он больше не вылезет, поэтому с помощью дистанционного управления краном опустил на крышу еще один броневой короб, перекрыв выход.

4 июня 2004 года он выехал из гаража. Химейер заранее наметил объекты, которые он решил стереть с лица земли. Сначала он сравнял с грунтом ненавистный ему цементный завод, все цеха и здание администрации; раскорежил фасады домов членов городского совета; разрушил банк, который хотел отнять у него мастерскую, придравшись к якобы неправильно оформленному кредиту. Затем были снесены здания: мэрии, городского совета, пожарной инспекции, а также дом, где жила вдова бывшего мэра. Даже офис газовой компании, отказавшейся заправлять баллоны Марвина, и редакция газеты, писавшей про него статьи, не уцелели. Было разрушено 13 административных зданий. А причиненный ущерб составил 7 миллионов долларов. Несмотря на то, что Химейер снес почти полгорода, слава Богу, каким-то чудом никто из жителей не пострадал. Конечно, бульдозер пытались остановить. По нему стреляли, его закидывали гранатами, ему перегородили путь дорожным трактором-грейдером, но даже замедлить ход машины разрушения никто не смог. Грейдер был легко отброшен в сторону, а когда у броневика прострелили радиатор охлаждения, он все равно продолжал свое неумолимое шествие. Двигатели у таких машин очень крепкие, и их не скоро клинит от перегрева.

Наконец «Киллдозер» (то есть бульдозер-убийца, как его назвали впоследствии) все-таки застрял в развалинах здания, провалившись в небольшой подвал. Выехать он уже не смог – двигатель наконец заклинило от перегрева. Кабину удалось разрезать только на следующий день. Когда ее открыли, оказалось, что Джон Марвин уже сутки мертв. 52-двухлетний сварщик выстрелил себе в голову, как только закончил свое дело. Киллдозер решили разрезать на множество частей и развезти их на разные свалки, так как у Химейера нашлись поклонники, которые могли разобрать машину на сувениры.

Вот такая удивительная, особенно для законопослушных Соединенных Штатов Америки, история. Случай этот можно оценивать по-разному. У Марвина нашлось немалое количество почитателей по всему миру. Его называли «последним героем Америки» и использовали как символ противостояния отдельного человека бездушной госсистеме. Но мне эта грустная история интересна совсем с другой, не социальной, а духовной и психологической точки зрения. Давайте попробуем разобраться, что подвигло «маленького человека» – простого провинциального работягу – на такой жуткий и масштабный поступок. И хотя известно, что «чужая душа – потемки» и, как говорит апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2: 11), но все же возьму на себя смелость постараться проанализировать поступок Химейера и хоть немного понять, что происходило в его душе. Думаю, что это будет полезно, ибо каждый из нас сталкивался в своей жизни с несправедливостью, многих обуревала при этом «ярость благородная» и в душе «вскипало, как волна», желание отомстить обидчикам.

Итак, как вполне добропорядочный американский налогоплательщик и полезный для общества гражданин дошел до жизни такой? Конечно, можно все списать на военное прошлое, на «эхо войны» и «вьетнамский синдром». Но ведь Марвин хотя и служил во Вьетнаме, но во время войны работал механиком на аэродроме, починяя и обслуживая самолеты ВВС США, и неизвестно, принимал ли он вообще какое-либо участие в боевых действиях. Хотя, разумеется, война не мать родная и всегда накладывает определенный отпечаток на психику людей, побывавших на ней.

В то, что Химейер был психически больным, неадекватным человеком, тоже трудно поверить. Никто не замечал в его поведении психических отклонений. К тому же на протяжении полутора лет он очень рационально, взвешенно и продуманно осуществлял свой проект.

Нам, «рожденным в СССР» и живущим в России, где, к сожалению, всегда «строгость законов компенсировалась необязательностью их исполнения» и «законы были, что дышло: куда повернул – туда и вышло», где «от тюрьмы и от сумы не зарекается» никто – от пролетария до олигарха, – нам всем не очень понятно, почему Марвина так возмутило постановление властей о расширении завода и пересмотре границ его собственности с выплатой ему компенсации. Для нас подобная ситуация, к сожалению, суровые будни. Строят новую дорогу, микрорайон или элитный поселок – и дом, в котором, быть может, вы родились и который построили ваши родители, сносят, а вам дают квартиру в бетонной коробке, в совершенно другом, неудобном для вас районе. Такое встречается сплошь и рядом. Недавно узнал, как одна моя знакомая лишилась дома и участка в элитном районе Подмосковья. Ей, конечно, дали компенсацию, и она на эти деньги даже что-то смогла купить (кажется, квартиру). Но разве у нее кто-то спрашивал: а хочет ли она этого? Притом рассказала мне эту историю моя кума, которой, возможно, также в скором времени грозит подобное переселение. Она живет в дачном поселке в 12 километрах от Москвы, город постоянно растет, частные дома сносят и строят многоэтажки. Так вот, свой дом вместе с мужем и родителями они строили много лет для своей многодетной семьи, строили иногда своими руками. И говорит она о том, что их, возможно, скоро снесут, совершенно спокойно, как о том, чему быть и чего не миновать.

Но все это для американского обывателя немыслимый беспредел. Как же! Ведь это моя частная собственность. А она священна, я свободный гражданин свободной страны. Хотя коррупция и незащищенность человека перед законом присутствуют и в Америке, особенно сейчас. Разумеется, всякому неприятно покидать насиженное место, которое ты сам выбрал, привык к нему и обустроил. Но ведь и деньги Химейеру предлагались немалые, в несколько раз больше реальной стоимости участка – так сказать, компенсация за моральный ущерб. Да и свободной земли в Колорадо, уверен, немало, чай не Рублево-Успенское. Можно было спокойно купить новый участок и отстроить мастерскую еще лучше и больше, чем прежде, даже не одну. К тому же кроме отъема собственности есть куда более страшные вещи. Например, когда тебя или твоих близких незаконно сажают в тюрьму или когда государство отбирает твоих детей, что сплошь и рядом практикуется в западных странах.

Но Марвин пошел на принцип. Почему он это сделал? Его одолела страсть – страсть гнева и гордости. Диавол нашел его слабое место. Мы помним, что этот человек, по свидетельству людей, знавших его лично, был склонен к вспыльчивости, злопамятству, обидчивости. Видимо, склонность к гневу, агрессии и социопатии помешала ему создать семью. Известно также, что у Химейера не было родных и близких в городе и его окрестностях. Он не имел семьи, близких людей, общение и забота о которых смогли бы смягчить его сердце, сделаться целью его жизни.

Желая погубить человека, враг ищет самое слабое место в его душе. Как правило, в психологии и почти во всех мировых религиях гнев рассматривается как некая отрицательная эмоция, состояние аффекта, эмоциональное возбуждение. Но не только и не столько этим страшен гнев. Гнев – это не просто разрушительная эмоция. Христианство рассматривает гнев как страсть. То есть греховную зависимость, приобретенную хроническую болезнь души. Она селится в душе, пускает корни и поглощает ее, становится ее частью. Человек уже не может жить без своей зависимости, без своей страсти. Он становится ее послушным рабом. Из семени привычки раздражаться и гневаться вырастает дерево страсти.

Корень гнева, как правило, гордость. Как говорит преподобный Паисий Святогорец: «Зависть, осуждение, гнев, злопамятство и так далее происходят от гордости. Гордость – это, так сказать, генеральный штаб всех страстей». Самолюбие, гордость, нежелание смириться и укоренение в этом состоянии привели Марвина к печальному положению, в котором он жил несколько последних лет своей жизни.

Гнев можно подразделить на два вида: холодный и горячий. Как бывает холодная война и прямые вооруженные конфликты, так и гнев может выражаться во вспышке ярости, аффекте, причинении непосредственного зла и в холодной и расчетливой мстительности, питаемой уязвленным самолюбием и гордыней. Последнее куда горше и разрушительнее первого. Американский сварщик переживал именно второе состояние. Все эти годы (с 2001-го по 2004-й) он жил и питался страстью обиды, гнева и мести, сначала вынашивая свои планы, а потом работая над своим детищем. Спокойно и рационально он продумывал план отмщения. «Месть – это блюдо, которое нужно подавать холодным», – сказано во французском романе XVIII века «Опасные связи». Потом этим изречением стали пользоваться все, кому не лень.

Химейер сделал месть самоцелью, смыслом своей жизни, своим кредо и религией. Он заранее знал, что после своей акции из трактора он больше не выйдет. Его поступок не был местью Монте-Кристо, с желанием восстановить доброе имя и обогатиться. Не был даже деянием Герострата, который хоть и был казнен, но увидел плоды своей разрушительной деятельности, узрел реакцию людей и понял, что его не забудут. Джону все это было не нужно. Иначе бы он не застрелился в кабине, а, сделав свое дело, спокойно сдался властям и провел бы не очень большой срок в гуманной американской тюрьме, раздавая интервью и смотря по телевизору передачи со своим участием. Его задача и цель были совсем другими. Страсть, доведенная диаволом при попустительстве самого человека до предела, слепа. Она становится доминантой и самоцелью. В данном случае удовлетворение жажды мести, которое длилось несколько десятков минут, ибо бульдозер очень быстро смог превратить полгорода в руины, было той целью, к которой Марвин шел несколько лет. Думаю, он неоднократно представлял себе, как содрогнется город от львиного рыка 400-сильного двигателя Киллдозера. Как будут дрожать мостовые и звенеть стекла, когда многотонный стальной монстр покатит к своим целям. Как будут рушиться и падать офисы и дома ненавистных врагов. Когда диавол дал Марвину пережить все это в реальности, дальнейшая жизнь потеряла для него всякий смысл. Он был так ослеплен и опьянен гневом и жаждой мщения, что все остальное стало ему совершенно безразлично. Ему уже было наплевать, что могут пострадать совершенно невинные люди. Милость Божия, что никто из жителей, кроме самого виновника, не погиб. Ведь в зданиях или рядом с ними, конечно, могли находиться люди, чего не мог не знать разрушитель. По свидетельству местных властей, он сделал 15 выстрелов, в том числе по трансформаторам и баллонам с пропаном, что представляло огромную угрозу для населения. Правда, есть и другие показания очевидцев, что Химейер стрелял в воздух, чтобы отпугнуть полицейских. Но так или иначе, если ты внезапно сносишь среди бела дня 13 зданий и при этом стреляешь направо и налево, только чудо может уберечь людей от гибели.

Когда человек охвачен какой-либо страстью – неважно: гневом, пьянством или блудом, – он не думает о других, не думает о последствиях. Страсть становится доминирующим чувством, которое ослепляет одержимого ею и убивает или притупляет все другие чувства: любовь, ответственность, страх, боль. Гнев называют убийцей любви. Самая главная задача диавола – разрушить жизнь человека, поддавшегося гневу, его взаимоотношения с близкими и – как закономерный итог – убить его самого, а главное – погубить его бессмертную душу. Недаром в списке страстей за страстью гнева идет печаль и, как проявление этой страсти, отчаяние. Человек, подверженный раздражению, гневу, часто пребывает в унынии, отчаянии, ему все противно, жизнь и окружающий мир кажутся уродливыми и бессмысленными. Уныние уже есть духовное самоубийство. А далее идет и телесный уход из жизни. Когда человек уходит из жизни сам, добровольно – конечно, если только он не делает это по религиозным или героическим мотивам, – это всегда совершается из-за потери смысла жизни. Самоубийце кажется, что дальнейшего смысла в его существовании уже нет. Все, «мавр (или Марвин?) сделал свое дело, мавр может уйти». Жить больше незачем.

Страшно сделать целью жизни не любовь, не служение Богу и людям и даже не просто жизнь в свое удовольствие, а разрушение и смерть. По-моему, что-то страшнее сложно придумать. Жалко человека. Прости ему, Господи, его вольные и невольные согрешения.

Часть 2. Как побороть гнев

В первой части этой большой статьи я рассказывал о Марвине Химейере – американском рабочем, который, поддавшись гневу и жажде мщения, разрушил своим бульдозером полгорода. Только чудом никто из жителей не погиб, но бульдозер Марвина стал машиной смерти для него самого. Он застрелился, не выходя из кабины.

Кривое зеркало гнева

227299.p

Чтобы встать на борьбу с гневом в своей душе, остановить этот «бульдозер смерти», необходимо, в первую очередь, осознать всю опасность этой страсти. Конечно, вряд ли кто-то из нас сядет на трактор и начнет крушить заводы и дома. Но разрушить собственную жизнь и отравить жизнь наших близких, предавшись гневу, мы можем легко.

Сколько людей совершили убийства или стояли на грани этого, будучи ослеплены гневом, сколько семей распалось и дети стали сиротами при живых родителях, сколько уже взрослых детей годами не общаются со своими с родными отцами и матерями из-за многолетних взаимных обид. Задача диавола – посеять плевелы греха и помогать человеку их взращивать. Конечная его цель – смерть души. Апофеоз победы диавола над одержимым страстью гнева, тоски и уныния, конечно, самоубийство.

Мне вспоминается замечательный фильм-притча Георгия Николаевича Данелия «Слезы капали». У нас на приходе мы даже устраивали коллективные просмотры этой картины, чтобы потом обсудить с прихожанами тему борьбы с гневом. И каждому, кто хочет начать исправлять свою семейную жизнь, испорченную раздражением, недовольством и унынием, я очень советую посмотреть это старое кино.

Кратко перескажу сюжет этого фильма. В его основу положена сказка Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева». Как мы все помним с детства, начинается она с того, что тролль, злой волшебник (а в оригинальном тексте говорится, что это «был сам диавол»), сделал волшебное зеркало, которое всё показывало в искаженном, дурном, уродливом виде. Сначала он потешался над людьми, а потом его помощники потащили зеркало на небо – чтобы поглумиться над ангелами и Самим Творцом. Но по дороге зеркало упало, разбилось, и его осколки разлетелись по всему миру. Кому такой осколок попадал в глаз, тот начинал видеть людей и всё вокруг в худшем виде, замечать кругом одни только недостатки. А если кусочек зеркала попадал в сердце – оно начинало леденеть. Одному жителю обычного советского провинциального городка Павлу Ивановичу Васину (его замечательно сыграл Евгений Леонов) попадает в глаз такое стекло. Он руководит строительным трестом, ему нравится его работа, он старается делать ее честно и добросовестно. Его ценят и уважают сослуживцы. У него семья: жена, сын, внучка, которых он любит. Но тут вся его жизнь полностью меняется. То есть меняются не люди, его окружающие, и не уклад, не обстоятельства самой жизни, а его отношение к этому. Всё, что он видит дома, на работе, на улице, его начинает страшно раздражать. Ничего хорошего он просто не замечает, всюду, во всем видит одни только недостатки. Понятно, что общаться с таким человеком всем становится очень трудно. Сначала от него уходят родные – он теряет семью, ссорится со всеми своими друзьями и сотрудниками по службе, а потом вообще лишается работы из-за конфликта с начальством. Доведенный гневом и постоянным недовольством до полного отчаяния, он хочет уйти из жизни, но так, чтобы даже самой своей смертью отомстить человеку, на которого имеет большую обиду. Он пишет предсмертную записку, в которой называет имена людей, якобы виновных в его смерти. После этого предпринимает несколько попыток суицида. Но, слава Богу, все попытки срываются. Васин начинает плакать, осколок зеркала вылетает из глаза, и он вновь начинает видеть жизнь такой, какая она есть.

Очень важна одна небольшая деталь этой картины. Периодически Павел Иванович видит тролля, то есть самого диавола, который смеется над его мучениями.

Мораль этой притчи очень простая и понятная: раздражение, гнев, обида не только не позволяют увидеть в том, что вокруг нас, и в окружающих людях хорошее, но и способны полностью разрушить самую счастливую и радостную жизнь. Задача врага – сломать нашу жизнь нашими собственными руками, сделать ее невыносимой и в конце погубить нашу душу.

Первым делом

С чего начать борьбу с гневом? С ненависти к нему. Святитель Феофан Затворник говорит, что «сначала надобно восстать против греха вообще возненавидением его, изгнать его из его главного места пребывания переломом воли, возбуждением жажды противления греху и покорением себя святой воле Божией, а потом уже восставать и против порождений сего греха, поражать остатки его в себе до возможного его в себе истощания».

Мы должны осознать эту страсть врагом, который нагло вторгся в нашу жизнь и целенаправленно ее разрушает. Что не мы управляем нашей жизнью и строим ее, как хотим, а наша страсть выстраивает ее за нас. Мы хотим не гневаться, не раздражаться, не срывать злобу на окружающих, хотим видеть в людях хорошее, а ничего не получается, страсть сделала нас рабами. Вот когда мы поймем, что не мы управляем страстями, а они руководят нами, порабощают нас, когда захотим стать свободными от их влияния («мы не рабы, рабы не мы!») и после этого примем твердое решение вести беспощадную борьбу с внутренним врагом-поработителем, вот с этого момента и начинается путь к исцелению. Борьба с гневом – это очень серьезная работа, требующая терпения и времени. Нам нужно очень сильно захотеть с ним бороться. А для этого необходимо осознать всю пагубность этой страсти.

После осознания своей немощи и бессилия второй шаг – это горячая просьба к Богу о помощи. Эта просьба должна быть регулярной (ежедневной) с верой, упованием и смирением перед Господом. Очень хорошо присоединять в конце утренних молитв просьбу к Богу дать сил бороться с гневом и раздражением, помочь увидеть в событиях дня и окружающих людях хорошее и избегать осуждения, раздражения и обидчивости. Вообще, если мы имеем какую-то особую просьбу ко Господу, нужно постоянно, в течение дня держать ее в душе и во всякое удобное время вспоминать. И на службе в храме, и проходя мимо храма, и просто когда будет свободная минута. Хорошо также взять на себя какое-то особое молитвенное правило, читать, например, канон или акафист Господу или Богородице. Какой именно, можете выбрать сами, главное – чтобы молитва была усердной.

Ненависть к страсти

Вернемся к тому, как возненавидеть страсть. Умом мы, конечно, все понимаем пагубность греховных зависимостей и вредных привычек. Но как возненавидеть то, что столько лет вызывало удовольствие, с чем связаны весьма приятные переживания? Да, как ни странно, даже такая неприятная штука, как гнев, может быть в чем-то очень приятной. Эта страсть доставляет человеку, подверженному ей, даже чисто физиологические удовольствия. В момент гнева в кровь поступает адреналин, и, как известно, этот гормон вызывает много приятных ощущений. Экстремалов-адреналинщиков даже называют адреналиновыми наркоманами. Гневающийся тоже такой адреналиновый наркоман. Правда, потом, после вспышки гнева, как правило, бывает очень плохо, стыдно, ведь совесть есть у каждого человека, «но это лишь потом». Гнев также создает на время ощущение, иллюзию власти над людьми, силы. Что тоже весьма приятно гневающемуся. То есть в гневе есть, как говорится, свои приятные бонусы. Значит, нужно уметь увидеть в этой страсти все ее отрицательные стороны, всю ее неприятную и разрушительную сущность. Для этого существует несколько способов.

Чтобы понять всю неприглядность страсти, очень важно как бы взглянуть на себя и свою страсть со стороны. Ведь мы не очень представляем, в каком неприличном, отталкивающем виде мы предстаем, когда отдаемся гневу. Есть такой совет: когда гневаешься, обижаешься, раздражаешься, поднеси к лицу зеркало (особенно эффективно для женщин) – и ты увидишь не свое привычное милое лицо, а какую-то бесовскую маску. Вот на нее-то и приходится смотреть окружающим в момент твоего раздражения. Помню рассказ одной женщины, которой ее соседка невольно помогла взглянуть на себя со стороны во время семейных скандалов. Однажды соседка встретила эту даму и спросила ее: не знает ли она, кто из соседей так ужасно кричит на своих домашних, постоянно устраивает им скандалы? может быть, нужно уже принять какие-то меры? И этой женщине стало страшно стыдно, ведь эти домашние разборки устраивала именно она, а соседка об этом не догадывалась, так как знала ее как внешне спокойную и добропорядочную женщину. После этого урока она стала следить за собой, и домашние баталии прекратились.

При страсти гнева очень важна частая исповедь. Кроме покаяния в грехе и укрепляющей силы таинства здесь есть еще один момент: когда ты рассказываешь духовнику о неприятных для тебя вещах, таких как ссоры, скандалы, вспышки, тебе становится стыдно совершать эти грехи вновь, появляется дополнительная мотивация в борьбе с гневом. Проговаривая неприятные для тебя ситуации, особенно стыдишься за свое невоздержанное поведение, при этом совершенный грех предстает во всем своем уродливом виде.

Еще один совет. Говорят, что, когда очень хочется дать волю гневу, начать говорить обидные слова, перейти на крик, нужно в этот момент, вместо приятных ощущений, которые обычно дает гнев, создать неприятные. Следует тут же пойти на кухню и съесть чайную ложечку соли или лимонной кислоты. И так делать каждый раз. Через некоторое время гнев у нас будет связан с очень неприятными, невкусными ощущениями. Это поможет вовремя останавливаться. Вообще, как только подступает помысел гнева, гневное желание, необходимо представлять и вспоминать ужасные последствия, которые обычно бывают после вспышки, и весь тот вред, который гнев приносит людям.

«Пока еще не поздно нам сделать остановку…»

Отсекать греховные, гневные мысли, не беседовать с ними, а отгонять и переключаться на другие – это как раз и значит «делать паузу». Когда борет гнев, нужно делать что угодно, но не давать ему воли, ибо далее он может легко выйти из-под контроля. Как пожар, который чем дальше он горит, тем сложнее его потушить, как прорыв плотины, который очень трудно остановить. Когда возникает желание прогневаться, сказать что-то резкое, колкое, нужно начинать молиться, читать, например, молитву Иисусову. Уходить в другую комнату, читать Евангелие, Псалтирь. Если и на это сил нет, начинать уборку или мытье посуды, выполнять любую несложную работу. Можно перевести гнев в физическую активность. Быстро надеть спортивный костюм и пойти пробежаться. После километровой пробежки, уверяю вас, желание гневаться, как правило, пропадает. И вообще известно: если не дать гневу волю, успеть сделать перерыв, вспышка и непреодолимое желание дать свободу эмоциям проходят и сам предмет конфликта чаще всего уже не представляется таким уж важным. Но самое непростое – это научиться вовремя делать эту паузу.

Когда совсем уж нет возможности и времени для длительной паузы, нужно хоть кратко молитвенно вздохнуть: «Господи, помоги», а также сделать несколько глубоких вдохов, а в конце задержать дыхание. Дыхательная гимнастика помогает успокоиться.

Если удалось сделать хотя бы краткую паузу, в этот момент нужно представить, взвесить, что же будет дальше, если дать сейчас волю чувствам и уступить гневу. Вспомнить, что бывает обычно потом. Что мы приобретем (да ничего особенного) и что потеряем (мир в душе и мир с ближними, их хорошее отношение к нам, в душе будут долго царить раздрай, опустошенность и стыд). Принцип взвешивания – очень полезное правило жизни. Ведь мы постоянно встаем перед выбором, что для нас главное, а что второстепенное, незначительное. Что нужно, полезно, а что совсем не нужно и даже вредно и т.д.

Волки, когда идут за стадом животных, нападают в первую очередь на усталых, ослабевших от голода или болезней животных. Также и бесы гнева, раздражения искушают нас больше всего тогда, когда мы голодны или устали. Особенно это касается мужчин. Умная жена никогда не будет приставать к мужу с просьбами и своими проблемами, когда муж пришел с работы голодный и усталый. Она сначала накормит его и даст отдохнуть. А мужчинам могу дать такой совет (впрочем, и для женщин он тоже годится). Когда вы подошли или подъехали на машине к дому после трудового дня, не спешите сразу заходить в квартиру. Посидите немного в автомобиле, откройте окно, послушайте музыку. Или присядьте на скамейку у дома, а еще лучше – сделайте несколько кругов пешком вокруг вашего жилища. Тогда встреча с близкими пройдет у вас гораздо спокойнее, даже если они чем-то подадут вам повод к раздражению.

Как преобразовать гнев?

Теперь немного о том, как изменить отношение к ближним на противоположное раздражению и гневу. Очень полезно бывает встать на место человека, поведение которого вызывает в нас раздражение. Постараться понять истинные мотивы его поступков. Недавно ко мне на исповедь пришел молодой мужчина и рассказал, что его очень раздражают недисциплинированные водители, которые создают аварийные ситуации на дорогах, «подрезают» другие машины, лезут без очереди к светофору и проч. Ну не может он всё это терпеть! Тогда я спросил у него: «А вы сами всегда ездите по правилам, никогда не нарушаете?» Он ответил, что, конечно, нарушает, но всё же не понимает, как можно так неаккуратно ездить. Тогда я привел ему такой пример, который помог ему, надеюсь, изменить отношение к некоторым лихим водителям. Представьте себе, что тот человек, который вас «подрезал», обгоняя, или пролез без очереди к перекрестку, только что получил известие от беременной жены по телефону, что ее срочно нужно везти в роддом, или что плохо с его ребенком – да мало ли какие могут быть мотивы для спешки! Конечно, ничего хорошего в нарушении правил нет, но почему-то мы всегда думаем, что спешащий куда-то водитель – лихач и дорожный хам. А ведь это далеко не всегда соответствует истине. Каюсь, и у меня бывают моменты, когда я нарушал ПДД. Например, когда я спешил к внезапно заболевшей супруге или когда жена позвонила мне и сказала, что сын облился кипятком. Думаю, тогда многие водители не одобряли мой стиль езды.

Мы очень часто торопимся осудить человека, не зная истинных мотивов его, может быть, действительно неблаговидного поступка. Вместо того, чтобы вникнуть в его поведение и постараться представить, что стоит за ним. Все мы воспитаны в совершенно разных семьях, у нас разный жизненный опыт, образование, наследственность, здоровье, условия жизни. У каждого совершенно индивидуальная жизненная ситуация, не похожая на нашу. Мы считаем, что человек хотел нас обидеть, а его, может быть, просто плохо воспитали родители, а нам повезло в этом плане больше, чем ему. Думая так, мы уже начинаем жалеть нашего ближнего, и нам становится легче его простить. Только достаточно хорошо узнав человека, можно частично понять, что в действительности стоит за его поступками. Хотя до конца мы не узнаем этого никогда, ибо даже сам человек иногда не подозревает об истинной мотивации своего поведения. Один только Господь ведает сердце человека и поэтому может судить его, но никак не мы.

Но нужно стремиться всегда видеть в нашем ближнем хорошие стороны и черты, которые у каждого, безусловно, присутствуют. Почти у любого человека есть знания, умения, черты характера, которых нет у нас, но которые мы хотели бы приобрести. Замечая всё это, мы поймем, что общение с ним может принести нам немалую пользу.

Таким образом, мы переключимся на другие стороны человека и уже не будем замечать неприятных нам. Если мы уже общаемся с этими людьми довольно давно, можно вспомнить всё то хорошее, что они сделали для нас. Есть и еще один способ сблизиться с человеком и изменить отношение к нему на лучшее – самим сделать для него что-то хорошее, приятное. Даже если некий товарищ не просто неприятен нам, но и враждебно против нас настроен, нужно помнить, что зло нельзя победить злом, как говорит апостол Павел (см.: Рим. 12: 17), «но побеждай зло добром», – пишет он (Рим. 12: 21). Все вы наверняка помните детский мультик про крошку Енота, который боялся «того, кто сидит в пруду», и корчил страшные рожи, чтобы испугать его. Но еще сильнее начинал бояться сам, потому что отражение в воде также строило враждебные гримасы. И когда он улыбнулся ему, то смог преодолеть страх, так как «тот, кто сидел в пруду», улыбнулся в ответ.

Ведь иногда, просто улыбнувшись или проявив терпение, мы можем сделать для раздражающего нас человека доброе дело, и главное – сами изменим отношение к нему.

В разные периоды жизни мне иногда приходилось подолгу общаться по телефону с больными людьми. Или психически нездоровыми, или имеющими какие-то другие тяжелые заболевания. Не скрою, часто подобные разговоры довольно сильно утомляли и вызывали раздражение. Но когда я пытался поставить себя на место этих несчастных, больных людей, мне становилось легче. Я понимал, что эти длинные телефонные разговоры – одна из немногих доступных для них радостей. Им просто непонятно (так как они сами нигде не работали и не имели семьи), что они отнимают время у занятого семейного человека.

Известно, что в других людях, в их поведении нас больше всего раздражают поступки, черты характера, которые мы не любим в себе самих. Часто гнев – это скрытая вина. Просто он бессознательно используется для прикрытия других чувств. То есть нам когда-то было очень стыдно за подобный поступок, и сейчас, когда мы видим нечто схожее, мы очень раздражаемся, нам это неприятно. Этот эффект зеркала замечательно описан в известной басне дедушки Крылова «Зеркало и обезьяна», знакомой всем нам со школы. Вспомним также совет крыловского Мишки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» То есть надо осознать, что сами мы далеко не безгрешны и что-то похожее также было в нашей жизни.

Очень помогает справиться с неприязнью, гневом и обидой молитва за тех, кто вызывает в нас эти чувства. Ведь именно это заповедал нам Христос, говоря: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Способ этот испытанный, и Господь примиряет даже сильно враждующих людей. К тому же, когда мы молимся за раздражающих нас, мы начинаем уже сочувствовать им и обида проходит.

Гнев в нас может быть вызван не только поведением людей, но и другими внешними факторами, обстоятельствами, событиями нашего бытия. Отношение ко всему этому нужно также изменять, преобразовывать с негативного – на позитивное. Учиться анализировать события, всегда видеть в них не бессмысленную цепь случайностей, но Промысл Божий, ведущий нас ко спасению. Необходимо понять, что все испытания имеют для нас очень большой смысл и даже в очень непростых, тяжелых жизненных ситуациях можно найти для себя большую пользу, приобрести бесценный опыт. В любой работе, любом занятии, пусть даже очень скучном и рутинном, следует научиться находить что-то полезное и приятное для себя и получать от этого удовольствие.

«Грех мой всегда предо мною»

А в заключение хочу сказать очень важную и на первый взгляд неприятную и даже «страшную» вещь: человек никогда не сможет полностью избавиться ни от одной приобретенной страсти. Но сразу предупреждаю: пугаться раньше времени не нужно. Почему не сможет? Во-первых, страсть человек может победить только с помощью Божией. Поэтому и начинается путь исцеления от страстей и борьбы с ними с осознания своей немощи. Но победить – не значит убить и полностью избавиться от страсти. Нет, можно, с помощью Бога, только связать страсть, обуздать ее, как дикое животное.

Во-вторых, обуздав страсть, сделав ее безопасной для себя, мы всё равно не вернемся в исходное состояние, в котором мы были до приобретения страсти. Так алкоголик или наркоман никогда не перестанут быть таковыми, не вернутся на исходную позицию, то есть в то состояние, которое имеют люди, не знавшие такого печального опыта. Негативный опыт, склонность к зависимости и последствия перенесенной болезни всегда будут с ними. Так перенесший тяжелое заболевание желудка должен пожизненно соблюдать диету и режим. Человек, проведший юность в блуде, не только не станет девственником, но и последствия своих грехов будет ощущать всю жизнь. Жизненный опыт, человеческую память нельзя перезагрузить, как компьютер, нельзя как бы переустановить новую операционную систему взамен испорченной. Люди, связавшие страсти и находящиеся в длительной ремиссии, должны обязательно всю жизнь помнить про свои «проблемные места». Вот тогда страсть станет безопасной для них. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Значит, нам нужно выставлять погранзаставы вокруг своей души и всегда быть начеку.

Но, повторяю, бояться этого не нужно. Господь всё устрояет к нашей пользе. Если бы мы имели возможность полностью стереть наш прошлый греховный опыт, это не принесло бы нам пользы. Человек, к сожалению, удобоприклонен ко греху, и, получив полное исцеление от него, мы бы очень скоро к нему вернулись. Также при этом можно легко впасть и в гордыню, подумав, что мы сами, своими силами одолели страсть. А так мы несем последствия наших страстей как епитимию и всегда чувствуем свои немощи, не забываем о них. «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50: 5). И это неплохо. Ведь в жизни нужно пострадать за грехи, чтобы быть свободными от страданий за них в вечности.

И еще один момент. Переживший опыт борьбы со страстью и знающий о своей слабости более подготовлен и вооружен против нее, чем тот, кто такого опыта не имеет. Он теперь даже может помочь другим в их борьбе со страстями. И вероятность того, что он вновь согрешит этим грехом, у человека, ведущего постоянную борьбу с греховной зависимостью, может быть гораздо ниже, чем у того, кто никогда не падал.

Желаю всем нам в наступившем году помощи Божией в борьбе со страстями!

Протоиерей Павел Гумеров


Warning: preg_split(): Unknown modifier '+' in /var/www/u0054334/data/www/pavel-gumerov.ru/wp-content/themes/opavel/functions.php on line 301

Warning: join(): Invalid arguments passed in /var/www/u0054334/data/www/pavel-gumerov.ru/wp-content/themes/opavel/functions.php on line 301
 
Rambler's Top100