Что читать современному христианину?

13 декабря 2019 23:45

Статья: «Что читать современному христианину?»

Насколько готов читать современный христианин, или книги всё же вытесняются аудио- и видеоформатами?

Это очень большая современная проблема, большая часть людей, даже имеющих навык чтения, переходит на другие форматы. Индустрия электронных технологий шагает семимильными шагами.

Современному человеку просто некогда читать. Все время уходит на общение в сетях, блуждание по интернету и смотрение телевизора, где сейчас по сто и более каналов. В годы моей туманной юности у нас практически не было другого источника информации кроме книг. Телевидение с двумя каналами и насквозь идеологизированное радио не в счёт. Сейчас у молодёжи тоже один источник, но уже другой – интернет.

Вы знаете, почему в тюрьме люди читают книги? Там нельзя иметь мобильные телефоны, нет интернета, компьютеров, что остаётся? Чтение. Некоторые люди, побывавшие там, часто не имеющие нормального образования, являются весьма начитанными, обладают широким кругозором. Почему? Для них тюрьма была избой-читальней.

Электронные технологии агрессивно влияют на молодое поколение, которое не вкусило настоящих радостей жизни, таких как чтение, другие увлечения, – реальные, а не виртуальные. К сожалению, молодёжь просто живёт в сетях, в интернете. Есть даже песня Земфиры: «Девочка, живущая в сети». Подростки там встречаются, общаются, влюбляются. У них там своя жизнь, часто под вымышленным именем, под ником, под придуманным имиджем, который они себе создают на личных страницах. Любой человек, имеющий детей, особенно подросткового возраста, знает, какая это большая проблема.

Современный человек перегружен информацией и у него нет сил для чтения настоящих книг. И поэтому хочется мозги отключить чем-то другим – простым. Сравните: посмотреть сериал «Анна Каренина» Сергея Соловьёва и прочитать роман Л. Толстого. Это две разные вещи, хотя фильм может быть снят достаточно близко к тексту. Человеку кажется, что, просмотрев кино, он получает полное представление о книге.

Да, фильм – это зрелище, яркие образы, актёры хорошие, костюмы. Но на самом деле это два разных жанра. Волшебство книги в том, что она путём крючков, чёрточек, тире передаёт подчас гениальные мысли, чувства, желания людей, их переживания. Но большая работа и на человеке-читателе – всё представить, включить воображение, мышление. Книга – пища для ума, это не фильм или клип, где человеку показали готовую картинку и в сознание вложили. Человек представляет Каренину или героев книги «Война и мир» в образе этих героев, которые ему были представлены на экране артистами. В книге этого нет, мы не видим этих людей, мы сами должны это нарисовать, представить, додумать. Начать мыслить, как они, подумать: как я бы себя вёл на их месте. Должны уметь читать между строк, улавливать мысль автора и подтекст произведения. Это приносит огромную пользу, развивает человека. Особенно, если мы говорим о молодых людях, книга тренирует интеллект, заставляет думать. И аудио- видеоформаты не должны ни в коем случае вытеснять книгу. Если такое произойдёт, мы потеряем огромный пласт не только нашей духовной культуры, пусть даже это будет переведено не в видеоформат, а в аудио. Летом я много времени провожу в дороге, за рулем. Я покупаю или беру в библиотеке аудиокниги. И слушаю в пути. И, признаюсь, это две большие разницы, как говорят в Одессе. Прочесть книгу и прослушать её – два разных взгляда, два разных восприятия одного и того же произведения. Текст читается артистами, чтецами, которые могут талантливо озвучить, но они вкладывают некое своё восприятие. А когда человек сам читает – он сам себе режиссёр, сам себе актёр, у него на руках некий сценарий, по которому он сам в уме, в душе, представляет действие, которое прописывает автор на бумаге. Очень печально, если книги заменят другими форматами. Случится такое или нет? Сложно сказать. Может, всё к тому и идёт. Мир идёт к апостасии, к уничтожнию ценностей. Я считаю, что книга – это большая ценность, гениальное изобретение человечества. Переоценить её возможности воздействия на человека невозможно. Какие бы талантливые изобретения не появлялись, как бы цивилизация, прогресс не продвигались, нет ничего, что могло бы заменить книгу.

Какие книги в большей степени помогли Вашему приходу в Церковь?

Мой приход в Церковь был не через книги, он был другой. Через чтение обычно приходят в ограду церковную, когда идут своим путём: то есть принимают крещение уже во взрослом возрасте. Книги помогали моему становлению, как христианина, а приходу мне помогли родители. Я вместе с ними и с младшим братом и сестрой крестился. Мне тогда было 10 лет, я был еще достаточно маленьким мальчиком, даже не подростком.

Потом уже Ф. М. Достоевский очень сильно повлиял на моё становление. В частности, «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Далее Н. В. Гоголь. Ещё мне вспоминается книга, сейчас подзабытая, Софии Сергеевны Самуиловой «Отцовский крест». Автор пишет об отце, его крестном пути. Он был в лагере и мученически погиб.

Жития святых, которые читали нам, детям, родители. «Искра Божия» – сборник духовных рассказов, с которым познакомился, будучи отроком.

В подростковом возрасте читал бессмертные произведения Ивана Шмелёва «Лето Господне», «Богомолье». Замечательные книги – для подростков и про подростков. Также книги Никифорова–Волгина, Мельникова-Печерского.

Что Вы советуете читать духовным чадам?

На приходе у меня действует воскресная школа для взрослых в рамках изучения предметов Нового Завета, нравственного богословия, литургики. У нас нет экзаменов, тестов, всё проходит в формате семинаров. Я прихожанам даю какую-то тему и по ней список книг, которые рекомендую прочесть, а потом мы обсуждаем, беседуем.

Мы изучаем Новый завет, соответственно, даю – как задание на дом – читать Священное Писание, библейские толкования. Из авторов высочайшего уровня рекомендую работы: святителя Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, святителя Василия Великого. Добавлю «Толковую Библию» А. П. Лопухина – многотомное издание, в полной мере даёт толкование Библии и библейскую археологию затрагивает. Можно почитать толкования Барсова, Гладкова.

Из книг по нравственному богословию советую читать святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова, преп. Паисия Святогорца, преподобного авву Дорофея. По литургике – «Новая скрижаль», «Настольная книга священнослужителя».

Своим прихожанам, не сочтите за нескромность, из современных авторов я советую читать свои работы. Например, людям, которые приходят ко мне по семейным вопросам, я предлагаю книги собственного сочинения, ибо отвечаю за свои слова, советы, которые даю.

Существуют тысячи трудов православных авторов. Как ориентироваться в таком объёме литературы?

Сейчас много издательств, издаётся много новинок. Если возьмём 90-е годы, то это было время перепечатки, репринта дореволюционных изданий. Пусть меня простят новые, современные авторы, но книгоиздательство 90-х годов мне гораздо ближе, оно отличалось большей серьёзностью. Издатели, в основном, брали старую дореволюционную литературу, порой с дореволюционной орфографией – с ятями и ерами – и переиздавали. Например, Сергей Александрович Нилус, святитель Игнатий Брянчанинов. Все эти книги я прочёл в старой орфографии. Тогда легко было ориентироваться: книг было мало, и почти все перепечатанные работы были проверены ещё духовной цензурой до 1917 года, а она бы никак не допустила что-то сомнительное, спорное. Далее объём литературы резко увеличился, и с выбором стало сложнее. Появилось много мусора, псевдоправославных книг сомнительного качества. Это конец 90-х, начало двухтысячных.

Сегодня разбираться в книжном многообразии относительно нетрудно. Есть целый орган в Церкви – Издательский совет. Хотя у меня есть претензии к нему: считаю, что иногда духовная цензура слишком строгая. У меня, например, одна книга, её не прошла. И не в силу того, что там ересь, такого, конечно, нет, а в силу того, что слишком строгий подход. Книги без грифа Совета просто запрещено продавать при храмах и в церковных магазинах.

Так, что, в наши дни редко можно встретить книгу, которая несет явный духовный вред. Хотя в сегодняшнем море литературы есть, конечно, книжки разного качества. Просто откровенно слабые или поверхностные. Стоит помнить, что количество не всегда порождает качество.

Очень популярный жанр сегодня – благочестивые рассказы на духовные темы. Я недавно разговаривал с одним работником издательства Сретенского монастыря и спросил, какая нынче самая популярная литература. Он ответил, что это сборники рассказов на православные темы и семейная литература, жанр, в котором я, кстати, подвизаюсь. Спрос порождает предложение: люди сейчас плохо читают серьёзную литературу – аскетическую, святых отцов и просто серьёзных авторов. Плохо воспринимают её, потому что для этого нужно иметь навык, опыт. Они читают рассказы – это легко, с одной стороны, это духовная литература, а с другой – она не требует подготовки и особой привычки.

Как ориентироваться в море литературы? Я являюсь человеком устаревшим, и не в курсе новинок, у меня больше книг, с которыми я познакомился еще в 80-е и 90-е годы, как раз, когда становился православным христианином. После этого не могу сказать, что открыл много нового для себя. Мне и того объёма литературы, который написан до революции и в наше время 30-летней давности, хватает.

Как не ошибиться, когда выбор такой большой?

Если мы будем читать святых отцов, никогда не ошибёмся. А также, конечно, надо советоваться со священниками, своим духовником.

Каковы законы и принципы духовного чтения?

Принцип духовного чтения – идти от простого к сложному. Невозможно маленького человека кормить сразу твёрдой пищей. С чего начинается питание любого ребёнка? С молока матери, постепенно ему дают прикорм, позже – протертые блюда, и только потом он начинает принимать ту же пищу, что и взрослые. Такая же ситуация и в спорте: никто не даёт начинающему поднимать большой вес и не ставит на марафонскую дистанцию. В любом виде спорта человек начинает заниматься постепенно. Здесь такая же ситуация: начинать надо с простой литературы. Иначе, если человек откроет труды наших духовных классиков, они могут быть им не поняты, и это вызовет у него отторжение. Эти книги не очень просто читать. Особенно в наше время, когда умение читать – весьма редкий навык. Людям, привыкшим к гаджетам, нужно начинать с простого, чтобы втянуться и заинтересоваться.

Что посоветуете новоначальным?

Первое, что могу порекомендовать, знаменитая книга «Несвятые святые» владыки Тихона Шевкунова. Книга очень интересная, простая для восприятия, но, в то же время, серьёзная, глубокая. Она очень многих людей привела к вере.

Мне лично близко творчество отца Николая Агафонова, отца Ярослава Шипова (он не только священник, но и профессиональный литератор, писатель). Я рекомендовал бы ещё: «Пасха красная» Нины Павловой об оптинских новомучениках. Повесть «Отец Арсений».

Из классики можно посоветовать, уже упомянутых мною, И. С. Шмелева и В. А. Никифорова-Волгина.

Книги отца Александра Торика, занимательны и просты для новоначальных, которые не просто хотят получить удовольствие от чтения, но и пользу в своём воцерковлении. Например, его трилогию «Флавиан», я бы назвал учебником по воцерковлению. Есть и книга у него с таким названием – «Воцерковление». Для людей, которые хотят узнать, что такое исповедь, причастие, как подготовиться к ним впервые – есть мои скромные труды – книга «Крещение и воцерковление», «Таинство Причащения».

Добавил бы в список «Закон Божий». Книг с таким названием немало, но я рекомендую совсем новую работу, которую написали мой отец – иеромонах Иов, мой брат – отец Александр и я, по поручению владыки Тихона Шевкунова.

Далее более серьезные произведения. Назову «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, поучения аввы Дорофея. Свт. Феофана Затворника «Письма о христианской жизни» – замечательные советы о духовной жизни. Письма Амвросия Оптинского. Почему я их рекомендую? Эти люди близки нам по времени, это не святые 4 или 9 века. Эти святые жили в 19 веке и писали в жанре писем. Благодатный жанр. Простой человек, например, крестьянин Псковской губернии, задаёт в письме преподобному какой-то вопрос, далее следует ответ. И мы можем найти ответ для себя самих, потому что, может быть, у нас похожая ситуация. Написано простым разговорным языком в форме диалога. Обращу внимание на книги святителя Николая Сербского, который жил в 20 веке, канонизирован Сербской Православной Церковью в 2003 году, прошёл лагеря во время Великой Отечественной войны. Его тоже легко читать, автор – мастер различных примеров, притч.

Что ещё посоветую? Старец Паисий Святогорец, тоже наш современник, жил в 20 веке. Несмотря на серьёзность его многотомных трудов о духовной жизни, семейной жизни, они простые, легко читаются. У него также много примеров, интересных образов речи, и, в то же время, наблюдается глубина святоотеческих книг.

Наша задача у новоначальных православных христиан вызвать интерес к чтению. Если они начнут читать «Пять слов о боголосвии» Григория Богослова, то могут быстро отложить. Патерики, Отечники, Прологи – вот с чего лучше начинать. Это, кстати, излюбленное чтение простых людей прошлого и позапрошлого веков: рассказы о жизни монахов, подвижников, их высказывания, изречения. Сборник духовных рассказов, но не художественных, а взятых из реальной жизни.

Что посоветуете из серьёзной литературы?

Мне очень нравится свт. Игнатий Брянчанинов. Он также по времени близок нам, жил в одно время со свт. Феофаном Затворником, Амвросием Оптинским. Является глубоким богословом, отмечу такие важные труды свт. Игнатия, как «Слово о смерти», «Отечник», «Приношение современному монашеству».

Преподобный Исаак Сирин – очень глубокий автор, у него великолепные поучения, наставления, и, в то же время, его несложно читать.

«Добротолюбие» – основополагающая книга для аскетики, духовной жизни; сборник трудов святых отцов по духовной жизни. Труды Святителя Григория Паламы – его проповеди, толкования. Но к такой литературе, повторюсь, надо подготовиться.

Конечно, работы наших великих учителей-богословов: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Афанасия Великого, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова, Кирилла Иерусалимского.

Кроме святоотеческой литературы, есть большое количество специальной православной литературы. Например, если вы интересуетесь историей, можно порекомендовать историческую литературу – «Очерки по истории Русской Церкви» А. В. Карташёва, «Историю Христианской Церкви» М. Э. Поснова.

А из светской литературы? Что Вам лично нравится, и что порекомендуете православным читателям?

Я счастлив, что много читал, хотя и не считаю себя большим книгочеем. В доме моих родителей была богатая, хорошая библиотека. Книги стояли в комнатах просто от пола до потолка. Сначала библиотека была преимущественно светской, всё-таки семья была начинающая в христианской вере, а потом она пополнилась духовной литературой. Папа собрал огромное количество книг, и мы читали запоем. Я недавно вспомнил, сколько только зарубежных авторов я прочёл до 17 лет и получился довольно солидный список – 60–65 писателей. В переводе на книги это 300–350 штук, а русских авторов я, конечно, читал намного больше. Не буду весь список зачитывать, скажу, кто больше на меня повлиял с духовной христианской точки зрения, и что я могу посоветовать другим. Среди зарубежной литературы: Гилберт Честертон, Джон Толкиен, Клайв Льюис, Чарльз Диккенс, Жюль Верн (у него также достаточно много тем о дружбе, верности, чести, человеческом достоинстве). Генрик Сенкевич с его романом «Камо грядеши» о жизни первых христиан. Конечно, Г. Х. Андерсен, Сент-Экзюпери.

Из русской классической литературы – на первом месте произведения одного из моих любимых писателей, философа, психолога – Ф. М. Достоевского. Очень люблю Гоголя, не только его прозу, но и богословские произведения: «Размышления о Божественной Литургии», «Выбранные места из переписки с друзьями». А. П. Чехов, к сожалению, он немного недооценён, считается мастером короткого юмористического рассказа, но, на самом деле, это очень глубокий писатель, у которого много духовных тем. Я уверен, что Антон Павлович был христианином, но не все знают об этом. В какой-то момент он отшатнулся от веры, но все равно его произведения проникнуты христианским духом. Конечно, А. С. Пушкин, его стихи и проза: «Капитанская дочка», «Дубровский» и др. с вечными темами – любви, веры, верности.

Список можно долго продолжать: это и И. С.Тургенев, и И. А. Гончаров, и С. Т. Аксаков, и Н. А. Некрасов и А. Грин, и Е. Шварц.

Отметил бы П. И. Мельникова-Печерского, его книги «В лесах», «На горах» дают очень живую историю старообрядчества, поднимают важные духовные вопросы.

Можно ли сказать, что есть литература, которая несёт духовный заряд или любая книга воздействует на силы души (ум, чувства и волю), а на человеческий дух может воздействовать только Бог?

Человек – это не только дух, но, дух, душа и тело. Иногда, даже влияя на человеческое тело, можно воздействовать и на его дух. Литература, театр, хорошее кино, другие виды искусства воздействуют на душу человека. На дух воздействует, конечно, Бог. В то же время, если литература настоящая, если она поднимает вечные вопросы, затрагивает вечные ценности, то она будет воздействовать и на дух человека, разумеется, не без помощи Божьей. Хотя область воздействия книги не дух, а душа человека. Только духовная литература, Священное Писание являются пищей для духа, а не развлекательная литература, и не пищей для души или ума. Не зря она называется духовная литература. Есть жанры, которые являются художественной прозой, но несут нравоучительный, назидательный характер. Например, книги отца Ярослава Шипова или отца Николая Агафонова с духовными рассказами могут большую духовную пользу принести.

В человеке всё взаимосвязано и даже какие-нибудь физические упражнения могут привести к размышлениям о чём-то добром, вечном. Представьте, если человек физически работает на поле или на стройке, казалось бы, на первый взгляд, никакого отношения к духу эта работа не имеет. Но все зависит от мотивации. Если это физическая работа на пользу ближнему, или она направлена на восстановления храма или монастыря, то она может послужить и к духовной пользе. Он же не дачу себе строит или не за деньги что-то делает. Хотя и тут сказать однозначно нельзя: труд – один из полезных, Богом данных видов деятельности, особенно для мужчины, и даже просто трудясь, а не живя в праздности, человек может обрести духовную пользу, например, со страстями бороться. Если он может бороться с унынием или леностью через труд – это послужит немалой духовной пользе.

Если говорить о богословских дисциплинах – литургике, догматике, нравственному богословию, апологетике, сравнительному богословию, – то в какой последовательности рекомендуется их постигать?

Если человек не готовится принять священный сан или не стремится стать преподавателем или катехизатором, то есть является простым мирянином, нужно, в первую очередь, начать с догматики. Если человек не знает толкования Символа Веры, объяснения заповедей и других, хотя бы самых важных, вероучительных вопросов, то он может серьёзно заблудиться. Немало людей, которые считают себя православными, иногда даже исповедуются и причащаются, а при этом верят в переселение душ, не считают грехом обратиться к гадалке или, например, будучи в Индии, зайти в капище. Почему это происходит? Из-за полной безграмотности! Они не знают догматического богословия, не знают своей веры. На вопрос, что такое Троица, ответят: это три иконки в машине. Догматика стоит на первом месте: если человек не знает догматики, верит в карму, но при этом неплохо знает, скажем, нравственное богословие – это страшно.

Как догматическую азбуку можно порекомендовать «Закон Божий», «Катехизис» митр. Филарета. Потом перейти к более сложным книгам, например, «Точное изложение православной веры» преп. Иоанна Дамаскина.

На второе место я бы поставил нравственное богословие. Науку о борьбе со страстями, о том, как построить взаимоотношения с людьми, как найти мир в душе, с самим собою и Богом, как молиться Господу.

Апологетика – защита веры православной от лжеучений. Сейчас, слава Богу, не такое большое количество сект и лжеучений, которое было в 90-х. Но всё равно, изучать апологетику крайне важно. Сегодня самая актуальная тема даже не лжеучения и секты, а атеизм, неверие, полуверие, когда человек отрицает Церковь, но называет себя верующим в душе. Я уже упоминал К. Льюиса, у него есть хорошие книги по апологии христианства. Мы должны уметь дать ответ, для чего мы верим, ходим в храм, почему участие в Таинствах необходимо человеку. Этому надо учиться.

Сравнительное богословие сравнивает Православие с другими христианскими конфессиями. Это, конечно, важно, но я не считаю, что с этого надо начинать. Сначала человек должен изучить догматику и нравственное богословие. По этой теме есть хорошие книги протоиерея Максима Козлова, который у меня преподавал сравнительное богословие в семинарии.

Источник: Интервью записала Александра Грипас