Грех и борьба с ним

12 мая 2012 14:13

Что такое грех? «Грех есть беззаконие» (1Ин. 3, 4), — говорит апостол Иоанн Богослов. То есть, нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведёт к беде, к саморазрушению.

Человек духовно-телесное существо, он состоит из души и тела. Для жизни и здоровья тела по законам физического мира, нужны белки, жиры, углеводы, витамины и т д. Представьте себе, что случится, если человек будет пренебрегать законами физического бытия. Скажем, вместо положенной ему пищи и пития, будет потреблять бензин или керосин, то есть грубо нарушать законы питания. Каждому понятно: человек не автомобиль и не самолет и на таком «рационе» долго не протянет. Такие действия являются противоестественными для организма человека. Также грех противоестественен нашей духовной природе. Или другой пример. Чтобы тело не мерзло и не болело, люди зимой носят теплую одежду, если выйти нагишом на мороз – простудишься и попадешь в больницу. Точно также действует грех – он причиняет вред, действует разрушительно, но не на тело, а на душу, а это гораздо хуже, ведь тело временно, тленно, а душа бессмертна.

Грех – это также духовная болезнь, человек нарушает данные Богом духовные законы, а потом душа его (а иногда и тело) страдает, болеет. От греха мучается не только сам согрешивший, но и окружающие его люди, человек совершает грехи и заставляет страдать других, особенно своих близких, он также теряет мир с ближними и мир в душе. Поэтому грехи – причина очень многих наших скорбей и несчастий. Но самое главное, грех отдаляет человека от Бога, создает преграду, средостение, через которую все тяжелей и тяжелей бывает пробиться.

Слова «грех», по гречески звучит как амартиа, то есть промах мимо цели. И, действительно, большинство грехов люди совершают неосознанно, не ведают, что творят, если бы люди знали, какие тяжелые последствия имеют грехи, многих бы грехов удалось избежать. Но даже несознательный грех, наносит травму душе и приносит горькие плоды. Мы знаем, что часто и «благими намерениями вымощена дорога в ад».

С грехопадением первых людей в этот мир вошел грех, он очень сильно повредил, исказил природу человека.

Но для того и сошел на нашу землю Христос Спаситель, чтобы спасти нас от греха, исцелить нашу природу, Он сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13 ). Он разрушил власть дьявола, власть греха, указал путь христианской жизни, дал Таинство Покаяния и даровал возможность исцелится от грехов в Церкви Своей.

Как победить грех? Об этом сказано в Евангелии. И Господь наш Иисус Христос и проповедник покаяния, Иоанн Креститель, начали свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Чтобы победить грех, нужно сначала очиститься от него, смыть его со своей души. Недаром Иоанн Креститель призывал людей покаяться и омыться в водах реки Иордан. Это было еще не новозаветное крещение, а крещение покаяния. В таинстве исповеди мы как в некой духовной бане омываем свою душу от грехов, мы приходим к Богу и просим у Него прощения, каемся в наших дурных поступках и получаем прощение и разрешение от прегрешений. Грехи как грязь, как скверна, лежат на нашей душе и от этой нечистоты болеет, страдает наша душа.

Второе, что нужно помнить: недостаточно просто попросить прощения, поисповедовать грех, по гречески «покаяние» будет «метанойя», то есть изменение ума. Покаяние – это глубокое осознание греха, это перемена жизни. После покаяния нужно приложить все силы, чтобы больше не повторять исповеданное.

И, наконец, третье условие избавления от греха – это плоды покаяния . Иоанн Предтеча учил приходящих к нему: «Сотоворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Что это значит? Чтобы победить грех и его разрушительные последствия, нужно после покаяния принести плоды христианской жизни, исправить ошибки, исцелить язвы, нанесенные грехом. «Свято место пусто не бывает», если грех изгнан из души, но его место не занято добродетелями, он очень скоро вернется опять.

Чтобы победить грех и склонность к нему, необходимо обращаться к Богу, просить Его о помощи, своими немощными силами мы с грехами не справимся.


Почему добрые дела творить сложнее, чем плохие?

Часто можно услышать такой вопрос: «Почему плохие дела делать легко, а хорошие, наоборот, трудно?» Проблема эта вековечная. Даже апостол Павел говорил: «Желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». (Рим. 7, 18-19) Что уж говорить про нас грешных. После грехопадения Адама человеческая природа стала удобоприклонна ко греху. Грех распространился и стал очень живуч и жизнеспособен. Он подобен сорняку — произрастает без всяких усилий. Чтобы вырастить полезный злак нужно поливать его, рыхлить и удобрять почву, и всячески ухаживать за ним, а сорная трава лезет сама и без всякого труда вырастает в человеческий рост. Так и грех. Творить его легко, но последствия его весьма печальны. «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель…» (Мф.7:13) Да совершать плохие поступки легко и просто, но будет ли легко потом? Нет, не будет, за все в жизни придется платить. Только наши добрые дела принесут нам пользу и настоящую радость и пойдут с нами в вечность. Даже маленький ребенок должен обязательно бороться с плохим началом в себе, начиная с дурных мыслей. И понуждать себя, как бы это не было трудно, на хорошие дела. Этому учит нас Бог. Конечно, будет непросто, на этом пути нам будут мешать враги нашего спасения, темные силы, но Господь обязательно поможет. Другого пути нам нет.

Вот одна реальная история об этой борьбе. Священник Олег Стеняев работает с людьми, пострадавшими от тоталитарных сект. Как-то после долгих бесед он привел в православие одного кришнаита. Но не все было так гладко, вскоре начались трудности. Вскоре бывший кришнаит пришел к священнику и спросил: «Батюшка, почему, когда я поклонялся синему Кришне, бил в бубен, ел прасад, ходил в сари, меня не мучили страсти блуда и винопития? А сейчас, когда я стал христианином, я страшно страдаю от них, и ничего не могу с собой поделать. Я стал предаваться рукоблудию и пьянству. Почему? Отец Олег послал юношу к старцу Кириллу в Троице-Сергиеву Лавру. Отец Кирилл дал ему такой ответ: «Когда ты был кришнаитом, бесы помогали тебе справляться с пьянством и блудом, так как ты итак был в их власти. А теперь мучают тебя, чтобы погубить». Сколько же будет продолжаться эта борьба!», — воскликнул молодой человек. «Всю жизнь», — ответил старец.