Как встретишь Новый год…

2 января 2013 20:37

Статья: «Как встретишь Новый год…»

Батюшка, грядёт Новый год и следующие за ним продолжительные выходные. К сожалению, в это время вся страна погружается в пьянство, бесконечный просмотр всевозможных пошлых шоу и «голубых огоньков» по телевизор, и жизнь как бы замирает. Большинство людей проводят время в безделии и праздности, а кое-кто вообще не «просыхает» все новогодние каникулы.

Как ко всему этому относиться православным христианам и как самим не быть вовлеченными в это всеобщее безумие, ведь это время Рождественского поста?

Чтобы понять, отчего в современной России празднование Нового года возведено в культ, почему для нецерковных людей он стал, чуть ли не самым главным праздником года и почему его так неправильно празднуют, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.

До Петра I и церковный и гражданский календарь в России начинался с первого сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать новый год с первого января на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на Святки, на дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде Святочных дней отмечать и Новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции произошла еще одна реформа календаря – вместо юлианского был принят григорианский (новый) стиль, и празднование Нового года стало выпадать на конец рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции, как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо бόльшим размахом и сопровождается бόльшим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и остался практически один Новый год. «А душа», — как говорил герой В.М. Шукшина в «Калине красной», — «хочет праздника».

Но незнакомая в духовными русскими традициями душа, несчастная, лишенная настоящих праздников, думает, что отмечать торжество можно только пьянством и безудержным веселием.

Немного отвлекусь и расскажу небольшую историю также связанную с утратой духовных традиций.

Один священник рассказал, что как-то, гуляя по кладбищу, он увидел на одной могиле открыточку. Рядом в вазе стоял свежий букет цветов. Эта могила принадлежала женщине, которой было чуть больше тридцати лет. Он нагнулся и прочитал открытку. На ней было написано: «Дорогая мамочка! Поздравляем тебя с днем рождения, мы тебя помним и очень любим». И этот батюшка подумал: «Бедные советские дети, у них отняли веру, отняли Церковь! Они не знают, чего ждут от нас наши усопшие, как правильно относиться к смерти». В этом трагедия нашего народа: в разрыве с традициями, духовным опытом. Всё это было почти полностью сметено бульдозером более чем семидесятилетнего атеизма.

Но вернемся к новогоднему празднику. Конечно, отмечать Новый год пьянкой и гулянкой- обычай советский, а не как не русский православный. И нужно нам об этой вредной традиции избавляться и возвращаться к праздникам настоящим, христианским. Тем паче, что Рождество у нас сейчас, слава Богу, всегда является выходным днём, а значит, праздновать его никто не мешает. Не нужно предавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто, мистическое значение. Новый год в дореволюционной России всегда был неразрывно связан с Рождеством, просто стоял в череде Рождественских дней и, конечно, никто его так широко и торжественно не отмечал. Кстати, интересный факт: в двадцатые годы большевики стали бороться с традицией, ставить и украшать на Новый год ёлки. Одна знакомая мне женщина, родившаяся ещё до революции (ныне уже покойная), вспоминала, как советская власть вела борьбу с ёлками, как с непременным атрибутом Рождественского праздника. Ведь ёлку до революции наряжали перед Рождеством и на Новый год она, естественно, уже была в доме. Так вот, был период, когда ёлка в целях борьбы с религией была запрещена. И вновь разрешили ставить елки уже в 1935 году.

Теперь о том, как относиться людям православным ко всеобщему безудержному веселию и пьянству в новогодние дни. Никого не следует осуждать, но и самим в этом не участвовать. Мы готовимся к Рождеству, ожидаем этот второй по величине и торжественности православный праздник и будем помнить, что идут дни поста рождественского, который мы приносим как наш скромный дар к яслям родившегося Спасителя мира. Хотя, конечно, всероссийская новогодняя феерия порядком отвлекает нас от поста, создает нам определенные трудности. Например, в последних числах декабря люди начинают сметать с прилавков мясо, другие скоромные продукты и выпивку. В магазинах и на рынках в это время лучше не появляться, просто потеряешь уйму времени и сил. Также в Новогоднюю ночь почти нереально уснуть из-за взрывов и хлопков петард и криков празднующих соседей. А у кого-то и в семье есть любители отметить с шумом приход нового года. Но мы знаем, что православным христианам всегда было непросто и им всегда мешали праздновать праздники и соблюдать посты. Вспомним недавнее время, когда в сам день Рождества далеко не все желающие могли пойти в храм, если только праздник не приходился на субботу или воскресение. А так 7 января по новому стилю было обычным рабочим днём. Так что, грех жаловаться, можем мы сейчас и поститься, и молиться и ходить ночью на Рождественскую службу.

Не является ли празднование Нового года грехом и можно ли православным людям отмечать этот праздник? И если можно, то, как лучше это сделать?

Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – это праздник бесовский, богомерзкий, приходится всегда на пост, и праздновать его человеку православному нельзя. Эта позиция вполне объяснима. Ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством. Про всё это мы уже говорили. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы православные люди, являемся гражданами свое      страны. И хотим этого, или не хотим, живём по новому григорианскому календарю. Строим нашу жизнь и  трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаём отчёты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и конечно помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоя!» (Пс. 64) По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий. Знаете, весьма заезженная фраза – новогоднее пожелание «Как встретишь новый год – так его и проведешь» содержит в себе немалую долю правды. Кто-то под новый год идет в храм со всей своей семьейи молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение и помощь на все свои дела, и потом за скромной трапезой вспомнить с благодарностью уходящее лето (в этом году ночь под новый год приходится на субботу, когда уставом разрешается даже рыба). А кто-то проведет новогоднюю ночь (да и всю последующую неделю) в телеалкогольном угаре. И получится как в одном анекдоте про миллениум. Когда мужчина просыпается с ужасного похмелья после новогодней ночи. Еле-еле разлепляет веки, идёт к зеркалу, и долго глядя на своё опухшее, заплывшее, помятое лицо говорит: «Так вот ты какой, человек третьего тысячелетия!» Очень не хочется, чтобы лицо русского человека третьего тысячелетия было именно таким. Плохо, неудачно начав какое-нибудь дело, мы долго не можем войти в правильный ритм, колею. И многие, начав новый год с пьянки, и безделия усваивают этот стиль на весь последующий год. И наоборот, как гласит пословица: «хорошее начало – пол дела откачло. Начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела. Позвольте, я немного расскажу о том, как обычно отмечает новый год наша семья. 31 декабря, вечером я служу в храме новогодний молебен. Супруга с детьми также конечно идет в церковь. А потом у нас есть традиция. Каждый год мы с друзьями… нет, не идём в баню, а собираемся у них на даче в Подмосковье и отмечаем Новый год там. Мой кум и однокашник по Семинарии протодьякон Алексий, живет за городом и приглашает нас с детьми к себе. Семья у него большая, четверо мальчиков, и детям очень весело бывает вместе. За городом особенно хорошо встречать Новый год ещё и потому, что в Москве в новогоднюю ночь заснуть практически невозможно, а в дачном поселке, хотя и тоже шумновато, но гораздо спокойнее. Так вот. Обычно мы все вместе готовим постную трапезу и перед молитвой «Отче наш» поём ещё «Царю небесный» и «Многая лета». После этого садимся и разделяем скромную дружескую трапезу, общаемся, вспоминаем уходящий год. А ещё в эту ночь мы с детьми ходим в лес, где ребята делают из снега пещерки, ставят внутрь свечки и смотрят, чья свеча будет гореть дольше.

К сожалению, мы поставлены в такие условия, что в новогоднюю ночь, хочешь, не хочешь — приходится бодрствовать, уснуть можно разве что со снотворным и уже под утро. Поэтому и православные люди вполне могут посидеть вместе за столом, пообщаться, но при этом, конечно, помня, что пост ещё не окончен. В дружеском застолье, общении нет ничего скверного, и Новый год тоже есть повод собраться вместе, подвести итоги, помянуть былое.

Ведь праздники церковные мы празднуем и постом. Например, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим всегда празднуются в пост. Но отмечаются они скромно, по-постному и конечно с молитвой. Они дают нам возможность подкрепиться перед следующей частью поста. Конечно, Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному. Хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться Новогодним молебном. Это тоже допустимо.

Новогодние каникулы традиционно время всевозможных детских ёлок, утренников и театрализованных праздников. Как быть с детьми, можно ли им посещать эти мероприятия, ведь рождественский пост ещё не кончился?

Обычно большинство новогодних ёлок в детских садах и школах приходят ещё до Нового года, до начала каникул. Как правило, дети бывают задействованы в постановке этих праздников и поэтому волей-неволей дети в этом участвуют. Я не вижу ничего душевредного в детском утреннике с Дедом Морозом, Снегурочкой и раздачей подарков, к тому же если все дети принимают участие в празднике, а мы запретим нашим чадам его посещать, они будут чувствовать себя обделенными. Хотя вполне допускаю, что современные детские праздники могут содержать какие-то неприемлемые для православных детей моменты. Это лучше узнать заранее и уклониться от участия в утреннике. Все детские мероприятия и праздники лучше посетить до 2 января (когда усиливается рождественский пост), чтобы дети чувствовали что хоть в чём-то малом нужно отказать себе ради достойной встречи Рождества. Думаю, в этом не будет большой потери, к тому же почти при каждом храме (да и в других местах) для приходских детей на Святках проводятся рождественские ёлки и спектакли с раздачей подарков.

Некоторые «ревнители православия» принципиально не отмечают Новый год первого января, но празднуют так называемый «старый новый год» 14 января, то есть новолетие по старому стилю. Честно говоря, не вижу в этом никакого смысла. Ведь наша светская жизнь, а также жизнь страны и всего мира строится по новому, гражданскому календарю. И на Святки и так приходится немало праздников: Собор Пресвятой Богородицы 8 января (по новому стилю), память преподобного Серафима Саровского 15 января (по новому стилю) и конечно в сам день 14 января Обрезание Господне  и память святителя Василия Великого.

Интересно, что в Греции роль рождественско-новогоднего старца, который раздаёт детям подарки, традиционно усваиваетсяне Святителю Николаю (Санта Клаусу) как в западных странах и не Деду Морозу как в России, а Святителю Василию. Так как его память приходится как раз на Новолетие. Там он именуется Агиос Василис. Подобно Санта Клаусу, изображается с белой бородой и в красно-белом одеянии.

Напомню, что Греческая Церковь живет по новому стилю. Церковный календарь в Греции совпадает с гражданским, и поэтому память Василия Великого у них, действительно, приходится на 1 января. И Новый год они празднуют уже после Рождества.

Необходимо уточнить, что я совсем не ратую за переход на новый стиль. Наш, старый юлианский календарь является самым правильным и органичным для церковной жизни. Перейдя на новый стиль мы, конечно, будем праздновать Новый год на святках, но потеряем гораздо больше. Отсылаю всех кто интересуется этим вопросом к очень хорошей статье А. И. Георгиевского «О церковном календаре», она была помещена на сайте www pravoslavie.ru в 2002г. Нередко можно слышать такие высказывания: «Церквей, которые придерживаются старого стиля очень мало (кроме русской старый стиль остался еще в иерусалимской, грузинской, сербской церквах и на святой горе Афон) Не пора ли, наконец, нам присоединится к остальным 11 поместным церквям?» Я как-то ради интереса подсчитал, взяв официальные данные, какое количество православных живут по старому стилю. И выяснил, что мы отнюдь не в меньшинстве. Если сложить все старостильные поместные церкви, то количество их членов более чем в три раза превысит все вместе взятые новостильные. Ведь только одна Русская Православная Церковь – это не только российская федерация, но и Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, страны Балтии и еще множество приходов  Русской зарубежной Церкви, которая ныне является единой с нами. И одна наша русская Церковь больше по числу верующих, чем все поместные церкви взятые вместе. Не говоря уже про территорию, количество храмов и монастырей и авторитет нашей церкви. Так что наша задача хранить православные традиции и обычаи и свидетельствовать всему мир о их правильности и нерушимости, а не идти в ногу со временем.

И самое главное, это то, что Благодатный огонь каждый год сходит на Пасху именно по юлианскому календарю. Это, несомненно, доказывает правильность юлианского календаря.

Наши города и веси в новогодние каникулы цепенеют, очень сложно в это время заниматься какими-то делами вне дома, так как многие организации прекращают работу, и все дела надолго встают. Многих это всеобщее бездействие очень утомляет и раздражает. Но и это время можно провести с пользой. Современному семейному человеку остается очень мало времени для общения с семьёй. Папы, да и многие мамы, целыми днями работают, а вечером сил и времени остается только на то, чтобы покормить детей, проверить у них уроки и уложить спать. И время довольно длительных зимних каникул очень хорошо посвятить общению с детьми и близкими. Можно также заняться изрядно запущенными делами домашними, навести порядок в доме перед Рождеством.

Думаю, что когда на Руси новый год начинался первого сентября, народ никак не проводил это время в праздности и безделии. Ведь Россия была страной, полностью зависящей от сельского хозяйства, а сентябрь – это время сбора урожая и подготовки к зимовке. А праздником, к которому было приурочено окончание полевых работ, был день празднования Покрова Богородицы (1 октября по старому стилю). Недаром традиционно на этот праздник приходилось много свадеб. Наступало время затишья в сельских работах до весны, и можно было подумать о создании семьи.

Как-то я размышлял над новогодними вопросами и пришёл к выводу, что для нашей страны, конечно, сентябрьский новый год являлся самым правильным. К сентябрю заканчивается годичный природный цикл. Плоды созревают, их убирают, и природа начинает готовиться к зимнему отдыху, чтобы весной вновь ожить для нового плодотворения.

Как быть, если в семье есть нецерковные родственники (иногда почти вся семья невоцерковлена), которые любят отмечать Новый год пышным застольем и не мыслят новогоднюю ночь без телевизора? Как не обидеть их, но и не навредить душе, не нарушить спокойное течение поста?

Да, такая проблема существует, и многим православным приходится с ней сталкиваться. И здесь необходима немалая мудрость, рассудительность. Нужно найти золотую середину, чтобы и не обидеть родственников, не поссориться с ними, но и не повредить себе.

Представим, что какой-нибудь человек, православный христианин, имеет ближайших родственников, живёт с ними в одной квартире (а ведь очень часто бывает, что и в супружеских парах одна половина верующая, а другая нет), и вот, его нецерковные родные хотят отметить Новый год, «чтобы все было как у людей». С салатом оливье, холодцом, жареной курочкой и, конечно, обильной выпивкой. И, разумеется, главным украшением стола в Новый год, как когда-то заметил почтальон Печкин, для них является телевизор. Так что же остается делать верующему человеку? Забиться в самый дальний угол, демонстративно отвернуться от голубого экрана и подобно фарисею из евангельской притчи повторять про себя: «я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…»? Нет, это будет не по-христиански. У апостола Павла есть такие слова: «Мы сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо к назиданию» (Рим. 15: 1-2). Конечно всё это очень непросто. Христианин, имеющий нецерковных родственников, находится как бы на передовой духовной борьбы. Нужно понимать, что привести их к Богу мы можем только любовью и молитвой за них. Люди они немощные, как говорит апостол, «бессильные», значит, нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать радость православных праздников, а кому-то ещё нет. Остаётся им только посочувствовать. Итак, что же нам делать? Думаю, что если мы немного посидим за столом, по возможности соблюдая пост (можно заранее помочь родственникам в приготовлениях к празднику и сделать пару постных салатов), греха в этом не будет. Также, подняв бокал с шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за всё, что было в уходящем году. Ведь христианин, разделяя застолье с людьми далёкими от духовных вопросов, вполне может как-то одухотворить это празднование. Сказать людям о настоящем смысле празднования Новолетия, побеседовать о грядущем Рождестве Христовом. Ведь люди сейчас просто разучились праздновать, даже не умеют говорить нормальные пожелания и тосты. Светские праздники это, зачастую, сплошное празднословие и «перемывание костей» ближним.

Конечно, некоторые православные сочтут и выпитый бокал шампанского в новогоднюю ночь грехом, но, например, когда я учился в Семинарии, после Новогоднего молебна семинаристы шли в столовую на ужин (естественно постный), где братии также предлагалось «утешение» — стаканчик шампанского.

Отмечая Новый год с нецерковными близкими, конечно нужно соблюдать меру. Совершенно необязательно просиживать за столом всю ночь и до конца участвовать в шумном веселье. Отдав дань уважения близким, можно под предлогом усталости удалиться, чтобы отдохнуть (если получится) или помолиться, почитать.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру, и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.

Если родственники не очень возражают против вашего отсутствия в новогодний вечер, возможен такой вариант: пойти в гости к православным друзьям и отметить Новый год с ними.

Есть ещё один выход, но он приемлем в основном для жителей Москвы. В нашем стольном граде уже не один год в нескольких приходах существует такой обычай. В ночь с 31 декабря на 1 января служится ночная служба. К Литургии обычно присоединяют ектеньи, молитвы Апостол и Евангелие из новогоднего молебна. Знаю как минимум три таких места. Это, конечно же, Сретенский монастырь, также храм Живоначальной Троицы в Хохлах и Николо-Перервинский монастырь. Вообще, многие православные стремятся встретить наступление Нового года молитвой.

Некоторые священники специально ставят себя в богослужебное расписание первого января. Весьма символично, что первого января по новому стилю – память святого мученика Вонифатия. А второго января — день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обоим этим святым молятся за страдающих от недуга пьянства. Помолимся и мы о тех несчастных, кто не зная меры, пьянствует в Новый год. Для многих такое «празднование» оканчивается в больнице или в морге. В новогоднюю ночь в России замерзают до смерти тысячи пьяных людей, а ещё большее количество остаются калеками, на всю жизнь теряют здоровье, остаются без рук, без ног по причине обморожения.

И последний вопрос. Что можно пожелать в Новом году всем православным христианам?

Будем всегда с Богом, и Господь не оставит нас. Самое плохое происходит, когда человек отходит от Источника Жизни, от Отца Небесного. Также хочется пожелать ни каких-то земных благ, а самого главного: мира и любви в ваших сердцах и ваших семьях. Ведь только тогда, когда люди имеют мир и любовь, они счастливы.

И ещё будет нелишним напомнить, что, несмотря на то, сто старый год заканчивается и начинается новый 2011 год, но пост ещё не окончен, и будет продолжаться ещё шесть дней, а в последние пять дней, даже в воскресный день, он станет строже – не благословляется вкушение рыбы.

Православные знают: конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. К тому же условия для этого весьма благоприятные. К концу поста христианин может ослабеть или, наоборот, успешно пройдя почти весь пост, впасть в некую эйфорию; что уже ничего страшного случиться не может. Этой-то самоуверенностью и пользуются бесы, как говорится: «не говори: «гоп!», пока не перепрыгнешь». Так что, будем на чеку и дай нам всем Бог сил пройти остаток пути без преткновения и с радостью встретить Рождество Христово!

 
Rambler's Top100
%d такие блоггеры, как: